г. Самара. ул. Николая Панова 50
8 917 113-02-40

Новое на форуме

5 минут назад
Ольга Сергеева Видеокурсы
Подскажите пожалуйста, какой из видеокурсов подойдет мне для моего ребенка...
к форуму

Полезные приспособления

Полезные приспособления

Диагностика

Оговоримся сразу, что под диагностикой мы понимаем не постановку диагноза по классификации, а определение этапа, с которого необходимо начинать занятия.
 
Прежде чем начать лечить своего малыша, необходимо ознакомиться с теоретической основой методики. Очень важно не просто механически повторять предлагаемый алгоритм действий, но и понимать его теорию.
 
Основные движения у человека развиваются в норме к концу первого года жизни. Апофеоз этого развития – умение самостоятельно ходить. Все остальные двигательные возможности – лишь развитие «базовых» навыков.
 
Рассмотрим изменения, происходящие с двигательным стереотипом человека на первом году жизни в норме.
 
Мы разбили их на семь этапов, каждый из которых имеет свои ключевые моменты.
 

I ЭТАП - КОНТРОЛЬ ГОЛОВЫ

Условно разделим основные группы мышц шеи на:
 
А) мышцы-сгибатели, которые обеспечивают подъем головы из положения лежа на спине, наклон головы вперёд и препятствуют запрокидыванию головы назад при вертикализации;
 
Б) мышцы-разгибатели, которые обеспечивают подъемы головы из положения лежа на животе.
 
У новорожденного ребенка мышцы-разгибатели уже начинают функционировать, обеспечивая работу защитного рефлекса. Этот рефлекс заключается в том, что, лежа на животе, ребенок не утыкается лицом в поверхность, а, приподнимая голову, поворачивает её и кладёт на бок.
Image
 
Лишь к 2-м месяцам жизни мышцы-сгибатели, уравновешивая работу мышц-разгибателей, обеспечивают контроль головы в вертикальном положении (голова ребенка перестаёт падать назад).
 
Image
Развитие функции сгибания головы на этом не заканчивается. К 4-5 месяцам ребенок осваивает подъёмы головы из положения лёжа на спине самостоятельно или при потягивании (тракции) за ручки.
 

II ЭТАП - УМЕНИЕ И ЖЕЛАНИЕ ЛЕЖАТЬ НА ЖИВОТЕ С ПОДНЯТОЙ ГОЛОВОЙ И ОПОРОЙ НА ПРЕДПЛЕЧЬЯ.

Image
Этап можно считать освоенным, если лежащий на животе малыш, способен сохранять такое положение в течение 5-ти минут.
 

III ЭТАП - РАЗВИТИЕ ПЕРЕВОРОТОВ СО СПИНЫ НА ЖИВОТ.

Именно со спины на живот - и никак не наоборот - начинает переворачиваться здоровый ребенок в 4 месяца. Такой переворот – всегда осознанное желание изменить позицию лежа на спине. Первоначальный интерес к объекту, находящемуся сбоку, побуждает повернуть к нему голову, а это, в свою очередь, запускает весь процесс переворота сначала на бок, а затем и на животик. Перевороты (которые у детей до 6 месяцев правильнее называть падениями) с живота на спину, при отсутствии умения переворачиваться со спины на живот, порочны и говорят о выраженных нарушениях мышечного тонуса и двигательного развития в целом.
 

IV ЭТАП - ПОЛЗАНИЕ ПО-ПЛАСТУНСКИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СИДЕНИЕ.

В начале этого этапа происходит развитие разнообразной деятельности в положении на животе.
 
Ручки становятся более умелыми, в результате чего, опираясь на одну руку, ребенок может играть другой.
 
Развивается мелкая моторика, появляется умение разворачиваться на животе вправо и влево, собирать под себя ручками пеленку.
 
В положении на животе ребенок начинает все выше поднимать корпус и периодически опирается уже не на предплечья, а на почти прямые руки.
 
Image
Также наблюдаются подтягивания коленей к животу с подъёмом таза при опущенной голове. Попеременное повторение этих движений мы назвали «качели».
 
Примерно в 6 месяцев в положении на спине малыш начинает поднимать вверх ноги и тянуть их в рот, поясничный отдел позвоночника при этом остается прямым. Мы расцениваем это движение, как сигнал к возможности самостоятельно сидеть.
 
Несмотря на такое количество новых и очень важных движений, главным мы считаем, формирующееся умение ползать по-пластунски с обязательным вовлечением в процесс поочередно работающих ног и умение сидеть самостоятельно (но еще не садиться).
 

V ЭТАП - ПОЛЗАНИЕ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ.

Вставание на четвереньки – логичное совершенствование «качелей» из 4-го этапа. Два движения соединяются в одно, и ребенок встает на четвереньки (7 – 8 мес.). Время пребывания в этой позиции постепенно увеличивается, появляются раскачивающиеся движения вперед-назад. Приобретая уверенность, привыкая к возвышенному положению над поверхностью, малыш делает первые шаги ручками и ножками и в итоге начинает ползать на четвереньках. Именно на этом этапе появляется также способность самостоятельно садиться. При этом более физиологичным мы считаем умение садиться из положения стоя на четвереньках, чем из положения лёжа на спине.
 
На 5-ом этапе малыш растет вездесущим непоседой: нет такого уголка, куда бы он ни залез, дверки, которую бы он не открыл и предмета, который бы не облизал. Смена позиций: на животе, на спине, на боку, сидя, на четвереньках становится все быстрее, скорость ползания также увеличивается. 
 

VI ЭТАП - ВСТАВАНИЕ У ОПОРЫ И ХОДЬБА ПРИСТАВНЫМ ШАГОМ (9-10 мес.).

Интерес к высоко расположенным объектам – важнейший фактор, побуждающий ребенка встать на ножки с четверенек. При этом руки и ноги действуют независимо друг от друга. Подползая к препятствию, малыш поднимает одну руку, хватается ею, поднимает корпус и, вставая на колени, зацепляется второй рукой, затем ставит одну из ножек на стопу, вынося бедро вперед, и встает, приставляя вторую ногу. К стоянию около предметов очень быстро присоединяется приставной шаг. Чаще всего малыш начинает ходить вдоль кроватки или манежа, держась за них руками.
 

VII ЭТАП - ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХОДЬБЫ (10 – 12 мес.).

В нем можно выделить следующие значимые моменты:
 
а) стоя рядом с предметами и опираясь на них телом, малыш заигрывается и, сам того не замечая, отрывается от опоры; «опомнившись», он вновь хватается за опору.
 
б) ходит у опоры, придерживаясь за нее одной рукой;
 
в) сознательно отрывает руки от опоры и стоит какое-то время;
 
г) делает первые самостоятельные шаги;
 
д) ходит, меняя направление, и не падая при этом.
 
Вышеописанная последовательность формирования двигательных навыков обеспечивает наиболее гармоничное развитие ребёнка. При этом ни степень недоношенности, ни возраст ребёнка, ни наличие сопутствующей патологии не должны её нарушать.
 

Это важно:

- За отправную точку мы берём лишь уровень развития двигательных навыков.
- Не пропускайте этапы, будьте последовательны!
- Помните, что все действия мы называем навыками и считаем их освоенными, только если они выполняются ребенком САМОСТОЯТЕЛЬНО, то есть БЕЗ ПОМОЩИ СО СТОРОНЫ.
- Если ребенок не освоил предыдущий этап, НЕЛЬЗЯ «тренировать» навыки последующих.
Например, если малыш еще не ползает по-пластунски, его нельзя сажать; если он не ползает на четвереньках – нельзя ставить на ножки. Такими действиями мы не только не способствуем развитию ребёнка, но, нарушая естественный порядок формирования движений, тормозим его.
 
Очень часто встречаются ситуации, когда, к примеру, ребенок умеет сидеть и даже стоять у опоры, но не умеет ползать. Таким образом, оказываются «пропущенными» один, два, а то и три этапа развития. В таких случаях «навыки» после пропущенного этапа во внимание не принимаются и исключаются из двигательного рациона до ликвидации пробелов.
 
При этом:
 
- нельзя ставить ребенка на ножки (как бы ему этого не хотелось);
 
- исключить хождение с поддержкой и значительно ограничить время пребывания в положении сидя (используя это положение только во время кормления);
 
- большую часть времени проводить на животе, стимулируя ползание.
 
Следует понимать, что на освоение каждого этапа здоровому ребёнку требуется определённое время, и при наличии факторов, способных вызвать задержку моторного развития, это время может увеличиться.
 
Однако практически во всех случаях главным условием, определяющим успех занятий, является соблюдение последовательности в освоении навыков, концентрация усилий на конкретном этапе. Упражнения должны повторяться в течение дня многократно, но понемногу (дозировано). Ребёнок не должен уставать от длительной тренировки: лучше заниматься 20 раз по 5 минут, чем 5 раз по 20.
 

Чтобы начать занятия, необходимо пройти процедуру диагностики уровня двигательного развития ребёнка

Инструкция.

Оценивайте пункты, начиная с первого. Если Вы категорически не согласны с первым («Мой ребенок может поднять голову»), переходите к оценке второго и так далее. Если у Вас есть сомнения и вы не готовы категорично отрицать данный пункт, или согласны с ним, кликаете его и проходите в соответствующий раздел, который, руководствуясь инструкциями, осваиваете.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика