г. Самара, ул. Николая Панова, 50
8 917 113-02-40

Четвертый этап

Вы перешли на четвертый этап, освоив и закрепив программу предыдущих трех, т.е. Ваш малыш научился активно вставать, ползать и разворачиваться на четвереньках, правильно сидеть и вставать у опоры на высокие колени и стопы? Пора изучать программу нового этапа!

Если вышеперечисленные навыки недоступны Вашему ребенку или не доведены до автоматизма, стоит вернуться к предыдущим этапам.


  1. Стимуляция самостоятельной ходьбы вдоль низких опор.
  2. Стимуляция самостоятельной ходьбы вдоль стен.
  3. Самостоятельная ходьба.
Проблемы четвертого этапа
  1. Вставание с двух ног.
  2. Малая подвижность.
  3. Плохое равновесие, страх перед ходьбой.
  4. Патологическая установка стоп.

Малыш, прошедший все стадии развития согласно АИР и самостоятельно встающий у опоры, начнет ходить без какой-либо помощи со стороны. Более того, часто именно «помощь» оказывается медвежьей услугой. Стимуляция ходьбы путем вождения за руки, используя ходунки и прыгунки, может задерживать физиологическое формирование движений. Такая же практика, примененная к не владеющему предыдущими навыками согласно АИР малышу, может привести к развитию патологических действий, а в тяжелых случаях быть одной из главных причин реализации ДЦП.

Дети, умеющие вставать у опоры, но не умеющие при этом ползать в настоящее время не редкость. Основной причиной является нарушение естественной последовательности развития (АИР). В такой ситуации необходимо полностью прекратить стимуляцию вертикальных положений, освоить последовательно упражнения второго и третьего этапов, обеспечив соответствующие этим этапам бытовые условия; мотивировать ребенка самостоятельно передвигаться в пределах места жительства.

Вставание с двух ног одновременно чаще всего означает наличие нижнего центрального парапареза, обычно сопровождается нарушением постановки стоп и требует акцентирования внимания на упражнении «НИЗКИЙ СТАРТ».

УПРАЖНЕНИЯ ЧЕТВЕРТОГО ЭТАПА

4.1
Игры стоя у опор высотой по пупок ребенка или чуть выше способствуют отрыву рук от поверхности при манипуляциях. Увлекаясь, ребенок играет, постепенно теряя контакт с опорой.


4.2
Стимуляция ходьбы вдоль низких опор. Стоящему у дивана ребенку расставляем ножки шире ширины плеч, вынуждая его делать самостоятельные приставные шаги внутрь.


4.3
Привлекаем внимание вставшего около низкой опоры малыша сбоку (на расстоянии вытянутой руки) расположенным предметом. Если ребенок тянется рукой, но шаг сделать боится, то накрываем ладонь вытянутой руки сверху, облегчая приставной шаг. Увеличиваем количество шагов попеременно в обе стороны у низкой опоры.


4.4
Стимуляция ходьбы вдоль стен. Интересными картинками (предметами), расположенными на стене на уровне головы стоящего ребенка, стимулируем переход к ним от низких опор.


4.5
При наличии Х-образных ножек, вальгусной установки стоп создаем условия для стояния верхОм или с помощью «КОЗЛИКА».


При сформированной привычке сидеть в W-образной позиции боремся с ней, используя «ГУСЕНИЦУ» и «ТРУБУ».


БЫТ. КОМПОНЕНТЫ БЫТА ЧЕТВЕРТОГО ЭТАПА

Для любого ребенка, научившегося самостоятельно вставать, необходимо создать следующие условия.

  1. Максимально частое пребывание на полу.
  2. Минимум времени, проводимого в удобных положениях сидя, в том числе во время еды: руки взрослого, а также стульчики, шезлонги, кресла, коляски и т.п. с мягкими спинками. Все положения, где ребенок комфортно опирается спиной, как минимум неполезны.
  3. Твердые поверхности под ногами. Частое и длительное стояние на мягких и неровных поверхностях может вызвать развитие эквинусных, плоско-вальгусных установок стоп. Кроватка ребенка, мягкие ковры, кровать взрослых, ноги взрослых создают неправильное представление об опоре.
  4. Минимизация хвата. Положения стоя даже при самом правильном развитии являются сложными для детей относительно уже привычных четверенек. Значительное увеличение высоты над поверхностью вызывает восторг и страх одновременно. Пытаясь удержаться, ребенок хватается за любые подходящие предметы. Бытовой неодушевленный предмет чаще всего является неподвижным (прутья кроватки, свисающий с дивана плед, элементы мебели) и, помогая встать или удержаться на месте, никак не помогает идти. Малыш вынужден его отпустить и искать новый или пользоваться опорой на подходящие предметы. Опираясь на предметы, стены открытой кистью ребенок использует противоположные используемым при хвате мышцы, их антагонисты - мышцы-разгибатели. Это означает максимальное включение мышц ног и стоп в частности в процесс сохранения равновесия. Пальчики на ногах поджимаются, колени немного сгибаются, стопы стоят широко параллельно друг другу. Ребенок ловит равновесие. Так протекает развитие ходьбы без участия рук. Как развивается ходьба в условиях, когда возможность держаться присутствует постоянно, чаще всего с помощью пальцев взрослых? Ребенок привыкает к постоянному напряжению мышц-сгибателей рук, потребность включать ноги в процесс удержания равновесия не появляется. Ребенок с неповрежденной нервной системой и опорно-двигательным аппаратом, конечно, начинает ходить самостоятельно. Однако такое развитие часто сопровождается длительной шаткостью походки, неуверенностью, боязнью ходить самостоятельно, ходьбой на цыпочках, Х-образными ножками, плоско-вальгусными стопами. На ребенка с перинатальным поражением ЦНС вождение за руки оказывает еще более отрицательное влияние.
  5. Нежелательность пользования средствами, облегчающими вертикализацию. Использование ходунков и прыгунков наряду с вождением за руки искажает представление ребенка о ходьбе и также способствует формированию патологических установок в ногах.
  6. Ходьба голыми подошвами стоп по грубым, раздражающим стопу поверхностям. Это особенно важно для детей с вальгусной (плоско-вальгусной) установкой (деформацией) стоп и эквинусом (цыпочки). В холодное время года, в помещениях, лучшей грубой поверхностью являются колючие грязесобирающие покрытия или коротко-ворсовый офисный ковролин. Привыкать к таким раздражителям можно в носочках, толщину которых постепенно уменьшаем. В теплое время года ходим голыми стопами по грунту, траве, асфальту. Эффект такого воздействия каждый может представить, вспомнив ходьбу босиком по мелким камням или щебню. На цыпочки встать невозможно, пальцы поджимаются (что очень хорошо вопреки распространенным убеждениям), свод стопы поднимается, защищая нежную кожу.

Самостоятельная активность организуется согласно с принципами, изложенными выше.

Положение на руках взрослого, положения и условия для сидения и кормления аналогичны используемым на третьем этапе. Положение при купании уже значения не имеет.

Яндекс.Метрика