8 917 113-02-40 г. Самара, Проспект Ленина, 3
видеоконсультация
размер шрифта
+
Ц
Ц
Ц
Сброс

Мой ребенок плохо держит (не держит) голову в вертикальном положении

Двигательное развитие ребенка в течение первого года жизни богато событиями, связанными с обретением новых возможностей: на четвертом месяце формируются перевороты, далее ползание по-пластунски, сидение, вставание на четвереньки, ползание на четвереньках, вставание на ножки и ходьба. Регулярно ребенок демонстрирует новые движения, эмоции.

Первые три месяца жизни не являются внешне яркими в обретении новых двигательных возможностей. Но на самом деле, именно в это время закладываются основы гармонии будущих движений.

Главным событием этого периода, на наш взгляд, является появление способности самостоятельно удерживать голову в вертикальном положении вне зависимости от того, куда наклоняется корпус.

Каким образом это происходит?

Обратимся к анатомии и физиологии шеи, мышцы которой обеспечивают движения головы. Условно разделим их на мышцы передней поверхности, главными из которых являются "кивательные", задней поверхности и боковых поверхностей. Мышцы передней поверхности наклоняют голову вперед, поднимают ее из положения лежа на спине. Мышцы задней поверхности наклоняют голову назад и поднимают ее из положения лежа на животе. Мышцы боковых поверхностей наклоняют голову в соответствующие стороны.

В норме в первые три месяца жизни формируется баланс работы мышц шеи. Происходит это постепенно и неравномерно. Сразу после рождения и до трех месяцев мышцы задней поверхности более активны. Это объясняется участием в защитном безусловном рефлексе новорожденных, который заключается в способности поднимать и разворачивать голову в сторону при лежании на животе. Развивающаяся нервная система создает условия для ускоренного развития функций их антагонистов - "кивателей", что приводит к возможности в два месяца удерживать голову в вертикальном положении. Однако полного баланса еще нет. Умея поднимать и удерживать голову в положении на животе, ребенок не способен на это в положении на спине. Такая возможность появляется, начиная лишь с 4 месяца жизни, и проявляется в способности перевернуться со спины на живот. Подробнее об этом в следующих разделах.

Так происходит в норме. При различных повреждениях нервной системы (причины могут быть самыми разнообразными) механизмы развития баланса сгибателей и разгибателей нарушаются. В подавляющем большинстве случаев развитие "кивателей" задерживается. В результате к двум месяцам ребенок не держит голову в вертикальном положении (она "падает" преимущественно назад), а позднее задерживается формирование переворотов со спины на живот.

Усилению дисбаланса часто способствуют внешние факторы. Их можно разделить на две группы.

Первая группа - это действия, способствующие перерастяжению мышц передней поверхности шеи (вредны всегда):

вертикальное положение с поддержкой затылка при запрокинутой голове
Вертикальное положение с поддержкой затылка при запрокинутой голове
Положение при кормлении или ношении с запрокинутой головой
Положение при кормлении или ношении с запрокинутой головой
Тракции за руки или резкие подъемы, вызывающие запрокидывание головы

Вторая группа – факторы, усиливающие активность и без того активных мышц задней поверхности шеи (вредно при неумении правильно переворачиваться со спины на живот после 4 месяцев):

Ношение с наклоном корпуса вперед (даже с незначительным)
Стимуляция подъемов головы в положении на животе за высоко расположенной игрушкой

Также стимуляция подъема головы при занятиях на мяче и подобных приспособлениях.

Еще больше усугубляют ситуацию попытки привить ребенку навыки, которыми «должен» обладать ребенок его возраста: стимуляция ползания, сидения и ходьбы.

Кроме описанного дисбаланса между сгибателями и разгибателями головы, нарушение баланса может возникнуть между мышцами, поворачивающими голову в стороны и мышцами, наклоняющими голову в стороны.

В первом случае голова в разных позициях имеет тенденцию к более частому или (и) на больший градус развороту в одну сторону.
Во втором случае в разных положениях голова наклонена к одному плечу, нередко с вовлечением в процесс мышц корпуса с этой же стороны и образованием дуги.

Все описанные нарушения баланса развития мышц шеи (запрокидывание, разворот и наклон головы в сторону) могут сочетаться между собой в любой комбинации и нередко наблюдаются у одного ребенка.

Представленные ниже упражнения способны прекратить развитие негативных тенденций в начале их возникновения (у детей первых месяцев жизни), а также устранить их влияние на детей более старшего возраста при детском церебральном параличе и других заболеваниях, сопровождающихся синдромом двигательных расстройств.

I раздел

Главная задача на данном этапе - выработка навыков формирования эмбриональной позиции, компонентами которой являются сгибание шеи с приведением головы к грудной клетке, подъем и самостоятельное удержание ног в положении на спине.

1.1 «Базовая укладка»

1. Исходное положение (И.П.) лежа на спине, валик под затылком (стопка пеленок), валик под ногами, препятствующий касание пятками поверхности.
2. Величина валика под затылком у ребенка старше года подбирается так, чтобы между подбородком и грудиной было расстояние в 1 палец
При наличии насильственных разгибаний (ребенок запрокидывает голову, поднимая грудную клетку) можно применить укладку с фиксацией корпуса или конечностей

Данные варианты не заменяют упражнений с участием взрослого, а лишь увеличивают эффективность занятий в перерывах между упражнениями.

В качестве основы для активных упражнений используем 2 варианта, выбираемые исходя из размеров ребенка:

На бедрах

1. бедра взрослого расположены горизонтально и сведены вместе;

2. голова лежит на животе взрослого;

3. угол наклона подбираем, исходя из необходимого расстояния между подбородком и грудиной (1 палец);

4. под поясничный отдел родителя кладется валик;

5. стопы фиксируем руками подошвами друг к другу с носками, развернутыми на себя.

На диване

 

Базовая укладка – это пассивная позиция, которая должна быть использована в качестве основы для активных упражнений.

1.2 Стимуляция подъема и удержания ног на основе «базовой укладки»

1.2.1

Проводим стимуляцию кончиками пальцев передней грудной и брюшной стенки с достаточным усилием для поднятия и удержания ног малыша.

1.2.2. То же, что и 1.2.1., но голова на валике.

Базовая укладка на коленях + стимуляция подъемов ног (1.1-1.2)

1.2.3.

Голова на валике, рука прижимает грудную клетку. Такой вариант используем при попытках ребенка разогнуться, запрокинув голову, при начале стимуляции.

1.2.4. на бедрах.

Проводится стимуляция поверхности груди и живота, вызывающая подтягивание ног. Чем дольше ребенок удерживает ноги, тем лучше.
Если подобная стимуляция не приводит к подъему и удержанию ног, используем другие варианты.

1.2.5.

Кончиками пальцев массируем переднюю брюшную стенку. Упражнение заключается в удержании одной ноги и стимуляции подъема другой. С каждой ногой работаем от 30 секунд до 1 минуты, многократно их чередуя.

1.2.6.

Массируем переднюю поверхность бедра разминающими движениями.

1.2.7.

Наиболее эффективным инструментом для стимуляции подъема и удержания ног является фрагмент коврика для входной двери – «колючка».

Воздействуем на подошвенную и тыльную сторону стопы в зависимости от того, какой вариант приводит к более эффективному и длительному удержанию ноги в приведенном к животу состоянии. Второй рукой удерживаем грудную клетку, прижимая ее к бедрам.
В случае, если не удается стимулировать удержание обеих ног одновременно, ноги стимулируются попеременно. Когда ребенок начинает стабильно удерживать каждую ногу по 20-30 секунд, можно переходить к одновременной стимуляции удержания обеих ног.
Если ребенок не помещается на коленях или сложно дотянуться до стоп, то используем стимуляцию подъема ног на диване (кровати, столе). Частота подобной стимуляции – не менее 10 раз в день. Время стимуляции в течение одного подхода сильно варьирует в зависимости от состояния ребенка и его возможностей (от 1 до 10 минут).
Чем быстрее мы сформируем у ребенка способность удерживать ноги самостоятельно, тем лучше.

СПОСОБЫ НОШЕНИЯ

1.3.

Это начальная лечебная позиция, используемая для ношения ребенка на данном этапе.

1. Высота удержания: подбородок взрослого на одном уровне с затылком ребенка.

2. Плотно прижимаем ребенка к себе, кладем валик под затылок и носим, отклоняясь назад. Наклон назад проверяем, смотря в зеркало, стоя в профиль. При отсутствии наклона упражнение не эффективно.

3. Толщину валика подбираем так, чтобы подбородок ребенка почти прижимался к груди.

4. 2 варианта поддержки ног у маленького   ребенка – спереди за бедра и под бедра.

При возникновении трудностей в удержании ребенка (большие размеры и масса) и поддержании собственной позиции отклонения назад, можно использовать рюкзак для ношения ребенка «кенгуру».

При правильном ношении в позиции 1.3 поведение ребенка постепенно меняется: давление затылка на валик сменяется нейтральным положением, а затем и отрывом головы от валика с нарастанием времени самостоятельного удержания головы и увеличением амплитуды наклона головы вперед.  Потребность в валике теряется. При попытке отклониться назад вместе с ребенком, голова назад не падает. После начала уверенного выполнения такие достижения дают возможность ввести в двигательный рацион дополнительные способы полезного ношения:

Способы взятия и ношения ребенка

1.4

1. Голова ребенка находится на одном уровне с головой взрослого.

2. Плечо направлено вперед, рука располагается горизонтально. Голова ребенка не должна иметь опоры в данном положении.

3. Тело ребенка отклоняем назад на угол от 10 до 45 градусов.

1.5. «Свечка»

Как и в упражнении 1.4 голова ребенка находится на одном уровне с головой взрослого, а тело ребенка отклонено назад.

Особенности позиций 1.4, 1.5 – высокое расположение ребенка, делающее невозможной опору затылком.

При относительно больших размерах ребенка используем ношение в позиции «обезьянка»:

1.6 Упражнение «Обезьянка 1". Выполняется в двух вариантах.

Первый вариант

1. Плотная фиксация предплечьем туловища ребенка в области нижне-грудного и поясничного отделов;

2. Возможная фиксация задней стопы.

Второй вариант

1. Обеспечиваем хват ребенком большого пальца руки;

2. При слабом хвате фиксируем запястье средним пальцем.

При удержании ребенка таз прижимаем к себе плотно, удерживаем по возможности высоко, а корпус ребенка несколько отклоняем назад.

В «Обезьянке 1» необходимо носить на правой и левой руках попеременно.

Объект, привлекающий внимание ребенка, должен находиться в области противоположного плеча взрослого.

Варианты выполнения «Обезьянки 1»

Первый вариант

1. Плотная фиксация предплечьем туловища ребенка в области нижне-грудного и поясничного отделов;

2. Возможная фиксация задней стопы.

Для поддержки ребенка используем: «Хип Ситт»
Для поддержки ребенка используем: «Кенгуру» или «Слинг»

Верхний край «Кенгуру» или «Слинга» должен быть не выше лопаток ребенка.
Освоение "Обезьянки"

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ребенка можно носить в положении:

1.7 «Ленивец»

В этом положении удобно укачивать и успокаивать ребенка.

Использовать такое положение удобно и при насильственных разгибаниях головы. При этом плечо, упираясь в затылок, не дает запрокидывать голову.

Родителю необходимо чередовать стороны, используя правую и левую руку примерно одинаково по времени.

Позиция "Ленивец"

1.8

1. Начальный угол наклона корпуса взрослого 30-45 градусов, спина прямая.

2. Фиксация корпуса с возможным раздражением кончиками пальцев грудной клетки.

3. Валик под затылком такой толщины, которая препятствует запрокидыванию, но не прижимает голову к груди. Валик убираем после того как ребенок начинает уверенно удерживать голову в течение 15-20 секунд.

Переход из укладки в положение 1.8

Упражнение считается успешно выполняемым, если ребенок удерживает голову не менее минуты.

С этого момента можно параллельно осваивать активное лежание на животе, т.е. II раздел.

1.9.

Применяется наряду с 1.8 при повышенном мышечном тонусе в нижних конечностях.

1. Исходное положение 1.8.

2. Хват за стопы с разворотом носочками к себе.

3.  Руки ребенка над руками взрослого.

4. Ребенка отвлекаем с помощью игрушки.

Активные упражнения первого раздела - 1.9 Стимуляция кивательных мышц
Переход из лечебного ношения в активные позиции 1 раздела (1.8, 1.9)
Модификация 1.8-1.9

ПРИМЕЧАНИЕ к 1.8 и 1.9.

По мере увеличения времени самостоятельной фиксации головы в положении наклона вперед, увеличиваем угол наклона собственного корпуса, вплоть до почти горизонтального положения. Всегда лопатки ребенка прижаты к груди взрослого. При попытке ребенка сесть, увеличиваем угол наклона собственного корпуса.

ПРОГУЛКИ С РЕБЕНКОМ

На руках в вышеописанных позициях и в коляске строго горизонтально на спине. Как вариант, с валиком под затылком (укладка).

ПОЗИЦИЯ ДЛЯ КОРМЛЕНИЯ

1. Угол наклона корпуса ребенка 30-45 градусов.

2. Одно из бедер взрослого располагается выше, поддерживая спину.

3. При наличии насильственных запрокидываний головы обязательна фиксация грудной клетки предплечьем и поддержка затылка (не шеи) локтевым сгибом с целью исключения запрокидываний. Таким образом, необходимо обеспечить легкий наклон головы во время кормления.

Большого ребенка удобно кормить в шезлонге или в коляске с жесткой спинкой, с валиком под головой.

Помимо запрокидываний головы назад, часто наблюдаются наклоны и (или) повороты головы в сторону.

Может быть несколько разновидностей этой проблемы:

Проблема №1.

Ребенок, находясь в разных положениях, держит голову развернутой преимущественно в одну сторону (часто вместе с наклоном головы в противоположную сторону).

Что делать?

1.10

Укладка на животе с фиксацией головы, развернутой в противоположную сторону, с фиксацией таза, прижатого к поверхности. Рука, к которой обращено лицо, вытянута в сторону.

Отвлекаем ребенка соской, водой из бутылочки, игрушками.

Плач ребенка, попытки вырваться и развернуть голову не являются основанием для прекращения упражнения.

Делаем 7 - 10 раз в день по 3-10 минут, завершая этой укладкой комплекс упражнений. Также эффективно укладывать в такую позицию засыпающего или спящего ребенка.

Коррекция ротации головы и шеи вправо
Коррекция асимметрии шеи. Ношение.

Проблема №2.

Наклон головы в сторону часто встречается у детей первого года жизни и обычно сопровождается наклоном корпуса в эту же сторону с образованием дуги.

Что делать?

В качестве лечебной используем "косую" позицию: пассивную и активную фазы.

1.11. Пассивная фаза



Формируем дугу в противоположную сторону, положение тела близко к горизонтальному, ухо почти прижимается к надплечью.

1.12. Активная фаза

В активной фазе угол наклона корпуса 30-45 градусов.

Рука ребенка перемещается в положение над рукой взрослого. Для улучшения качества подъема головы в сторону используем раздражение боковой поверхности корпуса пальцами.

Активную фазу используем только при наличии противонаклона. Если голова, несмотря на стимуляцию, не поднимается вверх, переводим ребенка обратно в пассивную фазу.

Сначала большую часть времени проводим в пассивных позициях, периодически пробуя активную фазу, затем пропорции постепенно смещаются в сторону использования активной фазы.

Упражнение 1.3. Лечебное ношение + косая позиция
1.12 Коррекция "дуги" вправо

На данном этапе нельзя:

  • сажать ребенка;
  • тренировать опору на ножки;
  • водить, имитируя ходьбу;
  • подтягивать за ручки (тракция за руки) вверх лежащего на спине ребенка, допуская запрокидывания головы;
  • выкладывать на живот при насильственном запрокидывании головы в вертикальном положении.

Выкладывание на живот

В первые два месяца жизни ребенка необходимо выкладывать на живот несколько раз в день по 1-5 минут. Делать это желательно накануне очередного кормления при хорошем настроении малыша. Полезно выкладывать на живот после купания, сопровождая это легкими стимулирующими поглаживаниями спины и ягодиц. На возможное недовольство ребенка внимания не обращаем, следим, чтобы руки находились в положении опоры на предплечья с разведенными в сторону локтями.

Если ребенок в этот период голову не поднимает (как положишь, так и лежит), следим за тем, чтобы время, проведенное с разворотом головы в разные стороны, было примерно одинаковым.

В 2 месяца в положении на животе ребенок должен до минуты удерживать голову в нескольких сантиметрах от поверхности, после чего класть ее одинаково на обе стороны. Недовольства этот процесс уже вызывать не должен. При этом в вертикальном положении голова должна удерживаться без валика в положении 1.3, а в положении на спине чаще лежать на затылке, поворачиваясь на бок при слежении за предметами и возвращаясь обратно в срединное положение.

Уже на этом этапе необходимо выявить возможные асимметрии положения головы и тела. Способы коррекции описаны выше.

В следующие 1,5 месяца (с 2 до 3,5) увеличивается время комфортного нахождения на животе с опорой на предплечья и поднятой головой. Грудная клетка начинает выше приподниматься над поверхностью. Завалы («перевороты») на бок и, тем более, на спину, отсутствуют. Параллельно с этим растет активность и в положении на спине: подъемы бедер, вплоть до подтягиваний к животу; повороты головы с возрастающей энергией, вовлекающие в процесс корпус - ребенок начинает переворачиваться с бока на бок. Заканчивается этап освоением переворотов в уже любимую позицию на животе.

Таким образом, выкладывать на живот ребенка с 0 до 3,5 месяцев необходимо с постепенно возрастающей частотой с условием соблюдения баланса развития движений головы.

Мобилизация тазобедренных суставов. Снижение тонуса в мышцах бедер.
Потягивание (тракция) за руки

ВАЖНО:

Существует ряд состояний, при которых следует ограничить по частоте и продолжительности время нахождения на животе. Все они связаны со смещением баланса развития мышц шеи назад, с усилением разгибателей и слабым развитием мышц передней поверхности шеи - "кивателей":

  • ребенок запрокидывает голову в вертикальном положении;
  • ребенок предпочитает лежать на спине с головой, развернутой в сторону;
  • ребенок спокойнее спит на боку с запрокинутой (порой очень значительно) головой;
  • ребенок уверенно лежит на животе с поднятой головой и опорой на предплечья, но не умеет переворачиваться на живот самостоятельно.

В таких случаях необходимо большую часть бодрствования ребенка посвятить упражнениям, усиливающим функции сгибателей головы и шеи (первый раздел), а положение на животе использовать по остаточному принципу, отдыхая в нем.

Также необходимо выделить состояния, при которых положение на животе с поднятой головой мы считаем крайне вредным и используем позицию на животе только в варианте с опущенной и прижатой к поверхности головой при коррекции избыточного поворота и наклона (1.10, 1.11):

  • запрокидывание головы в вертикальном положении сопровождается усилием, в которое вовлекаются мышцы спины (ребенок "выгибается");
  • в положении на спине ребенок запрокидывает голову, нередко сочетая это с ее поворотом, встает на "мостик", отталкиваясь пятками от поверхности;
  • спит исключительно на боку с запрокинутой головой.

В таких ситуациях необходимо сосредоточиться в первую очередь на упражнениях первого раздела (1.1, 1.2, 1.3) и полностью исключить запрокидывания головы в быту при любых манипуляциях с ребенком.


Примечание к разделу

Упражнения первого раздела являются основными:

  • в первые три месяца жизни;
  • в любом возрасте при неумении переворачиваться со спины на живот;
  • при наличии патологических переворотов на живот с помощью разгибаний головы и тела, их ротации и отталкивания пятками от поверхности;
  • при наличии переворотов на живот и на спину, но неумении разворачиваться на животе и ползать по-пластунски;
  • при сохраняющихся тенденциях к запрокидыванию головы на более поздних этапах развития.

Последовательность освоения упражнений не зависит от возраста и состояния ребенка.

Первоначально осваиваются 1.1, 1.2, 1.3. Лежание на животе используется по остаточному принципу после основных упражнений для коррекции дисбаланса мышц шеи - 1.7, 1.10 и 1.11 (пассивная фаза).

Затем к 1.3 добавляем 1.6 - 1.9 и дополнительные способы ношения 1.4, 1.5. Начинаем приучать к положению на животе с помощью упражнений 2 раздела.

Таким образом, обеспечивается формирование способности самостоятельно удерживать голову в вертикальном положении, а затем и готовность к переворотам со спины на живот.