8 917 113-02-40 г. Самара, Проспект Ленина, 3
Написать в Viber
Начать работу с нами
размер шрифта
+
Ц
Ц
Ц
Сброс

Цепочка развития ребенка с рождения до 3х лет

Все базовые двигательные навыки человека развиваются в первые два года жизни. Появляются они не спонтанно, а на основе уже развившихся умений, которые, в свою очередь, возникают под влиянием безусловных рефлексов новорожденных. Таким образом, все движения ребенка имеют свои причины и свои следствия, образуя последовательность - цепочку.

Разберем подробнее процесс развития.

0 - 3,5 месяцев

Первые 2 месяца жизни ребенка посвящены развитию и балансировке мышц шеи. БОльшими темпами (относительно мышц задней поверхности шеи) развиваются сгибатели головы (кивательные мышцы), менее активно - мышцы боковых поверхностей. К концу 2-го месяца ребенок, удерживаемый вертикально, без труда держит голову самостоятельно, реагируя на незначительные изменения положения тела небольшим наклоном головы в противоположную сторону (противонаклон). В течение первых 2-х месяцев в положении лежа на животе сначала кратковременно поднимается только голова. Ее опусканием на лицо ребенок недоволен, плачет - это нормально. Если плач игнорировать, то голова постепенно ложится, разворачиваясь примерно одинаково часто вправо-влево лицом. В положении на спине голова короткое время может находиться на затылке, после чего «падает» на бок. Бедра постоянно приподняты, периодически приводятся к животу. Постепенно появляется способность удерживать голову на затылке и возвращать в это положение после поворотов.

С 2-х до 3,5 месяцев продолжает развиваться способность головы и шеи противостоять отклонению тела от вертикального положения. В процесс вовлекаются мышцы спины, ягодиц, задней поверхности бедер со стороны разгибателей; прямые мышцы живота и бедер со стороны сгибателей, косые мышцы живота, участвующие в переворотной активности. Развиваются мышцы плечевого пояса и свободной верхней конечности. Удержание головы на животе становится более продолжительным, а вместе с ней начинает приподниматься грудная клетка, появляется опора на предплечья и манипуляции. Ребенку становится интересно проводить время на животе. В положении на спине ноги поднимаются все выше, больше выпрямляясь в коленях, дольше удерживаясь. Голова активно поворачивается, наблюдая за интересным, руки тянутся в стороны. Корпус начинает вращение на бок за уже повернувшейся головой или за поднятыми и опускающимися в сторону ногами. Появляются перевороты на живот.

В качестве примера, который даст представление о возможностях малыша, научившегося правильно переворачиваться со спины на живот, можно представить горящую свечу. Предположим, что ее пламя - это голова ребенка, а сама свечка - туловище. Куда бы Вы не наклоняли свечу, пламя будет занимать вертикальное положение. Так и с ребенком. Не только лежа на животе он должен удерживать голову поднятой, но и при отклонении корпуса назад.

3,5 - 6 месяцев

Длительные манипуляции на животе, необходимость постоянно дотягиваться до интересного вперед и в стороны укрепляют плечевой пояс и спину, приводят сначала к развитию поворотов и разворотов на животе, затем к ползанию по-пластунски. Скорость и амплитуда разворотов постепенно увеличиваются. Ползание, которое начинается с одного-двух подтягиваний обеими руками (иногда отталкиваний с движением назад), развивается в быстрое перемещение с участием ног и переползанием препятствий, возрастающих по высоте и объему. Развивается и активность на месте: появляются попеременный подъем и удержание корпуса на прямых руках (поза «кобры») с вставанием на колени и подъемом таза при опущенной голове и грудной клетке («качели»). В положении на животе в этот период ребенок любит лежать, одновременно поднимая ноги и руки («парашютист»).

6 - 9 месяцев

Интерес к расположенным выше объектам, необходимость преодолевать препятствия, перенося через них корпус, приводят к вставанию на четвереньки. Начинается процесс на мягких поверхностях, который длится несколько секунд с последующим возвращением на живот. Дольше задерживаясь на четвереньках, ребенок начинает раскачиваться вперед-назад. В положении на спине дети начинают играть со стопами поднятых и приведенных ног. Спина при этом прямая, таз лежит на поверхности. В положении на четвереньках появляются шаговые движения руками. При наличии опоры (например, в кроватке) ребенок одной рукой хватается за перекладину. На ровной поверхности чаще пытается шагнуть рукой в сторону, разворачиваясь. Посаженный на ровной поверхности, ребенок удерживает ровную спину с выраженным лордозом (изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперед) в поясничном отделе, поднятыми руками и разведенными наружу коленями. Развороты на четвереньках руками приводят к присаживанию в позицию «змейка», а затем наружу разворачивается и второе бедро («будда»). К попеременным движениям руками на четвереньках присоединяются реципрокные шагающие движения ногами на коленях. Развивается ползание на четвереньках. Некоторое время ползание смешанное: несколько медленных шагов на четвереньках, затем быстро по-пластунски. Пропорции быстро меняются, и на животе ребенок больше не ползает. Вместо этого он начинает забираться руками на любую доступную по высоте опору, вставая на высокие колени. Движение вверх продолжается выносом вперед и постановкой на стопу ноги. Это происходит и на четвереньках, и на высоких коленях с опущенным и приподнятым тазом. Любые предметы на пути (в том числе папу и маму) ребенок с азартом переползает. Появляются элементы вставания на обе стопы.

9 - 12 месяцев

Первые полноценные самостоятельные вставания у опоры появляются там, где можно удобно хвататься пальцами рук: чаще в кроватке, реже у предметов, позволяющих за них крепко уцепиться и подтянуться. Стояние кратковременно, с последующим присаживанием, нередко сопровождающимися падениями. Такой опыт приводит к развитию топтания на месте в попытках удержать равновесие. Ребенок азартно топчется, амортизируя в коленях, немного разворачиваясь, переставляя руки. Интерес к предметам сбоку приводит к появлению приставного шага у опоры. Сначала это шаги боком (приставной шаг), с опорой на две руки, затем полубоком, с разворотом немного вперед и отрывом от поверхности одной из рук. Ребенок начинает играть обеими руками в положении стоя, прислоняясь к поверхности бедрами и животом. В процессе частых смен положений на животе, на четвереньках, сидя в «змейке», играя одной рукой, в «будде», стоя, двигаясь вдоль опор, совершенствуется равновесие. Ребенок в игре у опор отрывается от них, балансируя. В ходьбе появляются короткие перебежки между опорами. Шаги короткие, на полную стопу, колени чуть согнуты, стопы широко расставлены. Первые осознанные шаги всегда прямолинейны. Препятствия на пути преодолеваются сначала только с помощью хвата или опоры руками на рядом расположенные объекты. Попытки шагать быстрее часто приводят к падениям, открытые пространства и незнакомые помещения сковывают движения. Постепенно путь удлиняется, траектория усложняется.

Самостоятельная ходьба развивается, начиная с первых шагов (10-12 месяцев) на протяжении второго года жизни в виде лазания по шведским лестницам, бега, прыжков на месте и способности подниматься вверх по лестнице без перил. Спуск по лестнице без помощи рук формируется последним из основных элементов самостоятельных передвижений на рубеже 2-х и 3-х лет жизни.

А теперь выделим ключевые элементы развития, они же звенья цепочки, и уберем привязку к возрасту. Получаем алгоритм идеального развития (АИР):

Представленный алгоритм развития создан в ходе эволюции и основан на безусловных, установочных и цепных рефлексах, реализованных в человеческом социуме.
Он предусматривает минимальное вмешательство наставников в процесс развития для здоровых и условно здоровых детей; должен являться образцом и ориентиром в абилитации для детей с нарушениями в моторном развитии.

Во «ВВЕДЕНИИ» была упомянута важность компонентов быта, окружающего ребенка. Очевидно, что по мере развития двигательных навыков и составляющие быт компоненты должны видоизменяться.

Ключевые навыки АИР являются маркёрами изменений компонентов быта: перевороты со спины на живот; ползание по-пластунски с переползанием препятствий; вставание с одной ноги на стопы у опоры; первые самостоятельные шаги.

Таким образом, алгоритм идеального развития делится на 5 этапов, в каждом из которых существуют свои компоненты быта.

1 этап:

  • вертикальный контроль головы;
  • умение и желание лежать на животе с поднятой головой и опорой на предплечья;
  • перевороты со спины на живот.

2 этап:

  • развороты на животе;
  • ползание по-пластунски;
  • переползание препятствий.

3 этап:

  • вставание на четвереньки;
  • повороты на четвереньках;
  • присаживание в «змейку» и в «будду»;
  • развороты и ползание на четвереньках;
  • вставание на высокие колени у опоры;
  • вставание с одной ноги на стопы у опор.

4 этап:

  • ходьба вдоль опор;
  • самостоятельная ходьба.

5 этап:

  • развитие основных элементов передвижений: лазание, бег, прыжки, ходьба по лестницам вверх и вниз.

Чтобы понять, на каком этапе находится Ваш малыш, пройдите в раздел «ДИАГНОСТИКА». Далее нужно обратиться к выбранному этапу и ознакомиться подробнее с его особенностями, обучиться правилам общения (поведения, жизни) с ребенком (компонентам быта), способам помощи в развитии, способам коррекции патологических состояний, о чем пойдет речь в следующих разделах.

Блог Муромова Д.С.