Значение ползания на четвереньках сложно переоценить. Именно в этом положении у ребенка формируются навыки опоры на прямые руки, укрепляются мышцы спины, формируется способность к поочередным движениям конечностей. В результате этого идет активная подготовка к стоянию и ходьбе.
Кто-то может возразить, что есть дети, научившиеся ходить, не умея ползать. Это действительно так, однако, по нашим наблюдениям, процесс освоения ходьбы у таких малышей длится дольше, выше процент ортопедических проблем, связанных с неправильным развитием стоп, тазобедренных суставов и формированием искривлений позвоночника. В итоге, природа все равно берет свое: такие малыши самостоятельно учатся ползать, уже умея ходить. Кроме этого, по последним исследованием детских психологов, у детей, «пропустивших» этап четверенек, могут отмечаться нарушения развития речи и мелкой моторики.
Нельзя не отметить, что в большинстве случаев этап ползания на четвереньках «выпадает» по вине самих родителей. Этому способствует раннее несвоевременное начало сидения (в подушках или с опорой на спинку), стояния (с поддержкой) и ходьбы (в ходунках, подмышки, за обе ручки), частое положение на руках («ручной ребёнок»), редкое нахождение на полу. Положительный тест на тракцию, проводимый врачами (когда при потягивании за ручки ребёнок стремится сесть, а затем и встать), многие родители считают упражнением и сигналом к началу тренировки стояния и ходьбы. Через некоторое (относительно небольшое) время, малыш настолько привыкает к вертикальному положению с опорой на ножки, что позицию «лёжа на животе» начинает воспринимать негативно. Частым итогом такого варианта развития событий становится формирование повышенного тонуса в ногах, выражающегося в постановке стопы «на цыпочки», вальгусном положении стопы (опора на преимущественно внутренние поверхности стоп), чрезмерном выпрямлении ног в коленных суставах. При попытках поставить такого малыша на четвереньки, он будет незамедлительно выпрыгивать на живот, стремясь выпрямить ножки.
Нередко родители мотивируют отказ пускать ребенка на пол тем, что пол холодный, теснотой в квартире, наличием домашних животных. Но ползание на четвереньках – слишком важный этап развития, чтобы им пренебрегать. Позаботьтесь о безопасности малыша, ликвидировав сквозняки, убрав мелкие предметы и всё, что может упасть, заглушив острые углы и розетки. Ежедневно делайте влажную уборку, а после пребывания на полу мойте ребёнку руки.
Ребёнку, умеющему ползать по-пластунски, освоившему все фазы упражнения «змейка» (параграфы 7 и 8), ничто более не мешает самостоятельно научиться вставать на четвереньки, после чего начинается фаза освоения ползания. Для этого существует ряд упражнений, которым родители могут обучать малыша самостоятельно.
9.1. «Полоса препятствий». Поперек пути ползущего по-пластунски малыша кладем диванную подушку, валик, собственную ногу и т.д., стимулируем переползание через препятствие. Каждый раз ребёнок будет вынужден поднимать корпус на прямые руки и подтягивать ноги к животу, поднимаясь на колени.
9.2. «Тачка». Исходное положение – на руках, лицом вперёд. Удерживая ребенка за бедра и грудь, уперев его стопы себе в живот, наклоняем ребёнка, опирая руками на край стола. Вызвав интерес впереди, выставляем одну руку вперед, после чего подталкиваем ребёнка, перенося опору на переднюю руку, стимулируя шаг вперёд второй рукой. Таким образом, делаем несколько шагов.
9.3. «Четвереньки». И.П. - на четвереньках. Придерживая руками таз, предотвращая выпрыгивание на живот, с помощью интересного предмета стимулируем развороты приставными шагами по кругу. Ноги при этом в передвижении не участвуют. Привлекая внимание малыша, но, не давая игрушку в руки, добиваемся разворотов сначала на 90, а затем и на 180 градусов в обе стороны.
9.4. «Паучок». Данное упражнение особенно актуально в случае повышенного тонуса в мышцах бёдер. Клинически это выражается в желании выпрямить ноги, выпрыгивая с четверенек на живот.
Исходное положение – на руках, лицом вперёд.
Хватом за голени (все пальцы впереди) подтягиваем поочерёдно обе ноги к животу
Наклоняемся вместе с ребёнком и ставим его на стопы, расположенные чуть шире плеч, параллельно друг другу. Колени при этом широко раздвигаем, грудью и животом толкая корпус ребёнка вперёд, вынуждая малыша опереться на ручки/
Если стопы ребёнка разворачиваются наружу, корректируем их положение мизинцами, ставя их параллельн.
Ставим ручки ребёнка чуть дальше вперёд и переносим руки на бёдра, раздвигая их, большие пальцы вместе с Вашим животом при этом фиксируют поясницу. Если малыш не прикладывает больших усилий, чтобы выпрямить ноги и поднять таз, можно отстраниться, контролируя позицию только с помощью рук.
Заранее положив перед ребёнком игрушки, или, пользуясь помощью помощника, развлекающего ребёнка, стараемся сохранить данную позицию в течение 2-х минут. Если сопротивление ребёнка велико, постепенно увеличиваем время пребывания в «паучке», начиная с комфортных 10-15 секунд. Повторяем упражнение не менее 5-7 раз в день.
При появлении ощущения, что малыш сохраняет положение без помощи, пробуем его отпустить.
5. «Низкий старт». Упражнение используется как для стимуляции ползания, так и в случае, если ребёнок начинает ползать на четвереньках, одновременно подтягивая вперёд обе ноги. Ползание при этом напоминает прыжки.
Исходное положение – стоя на четвереньках.
Поднимая одно из бёдер, ставим ногу на стопу, другую ногу вытягиваем назад/
Удерживаем ребёнка в таком положении, стимулируя подъём головы вверх.
Конечной целью данного упражнения является самостоятельная стойка/
По мере того, как малыш привыкает к положению на четвереньках, он начинает с удовольствием раскачиваться вперед-назад. Высокоамплитудные раскачивания - признак скорого начала ползания.
Ползающий на четвереньках малыш обучается этому постепенно. Сначала формируется правильное чередование движений руками и ногами (фазы шага): правая рука – левая нога – левая рука – правая нога. Затем, постепенно нарастает скорость ползания, дистанция и время ползания в течение дня.
Необходимо обратить внимание на принципиально важный момент!
Во время обучения ползанию нужно исключить все искусственно создаваемые вертикальные позиции, связанные с опорой на ноги: ходьба за руки, использование ходунков, прыгунков – всё то, что способствует повышению мышечного тонуса в ногах.
Эффективнее делать упражнения 5-7 раз в день по 5-7 минут, чем 1-2 раза в день по полчаса. При этом ребенок меньше утомляется, и навык скорее формируется.
Если Ваш малыш справился со всеми упражнениями, но не пополз, не торопите его и не переживайте – он сделает это очень скоро.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время