8 917 113-02-40 г. Самара, Проспект Ленина, 3
Написать в Viber
Начать работу с нами
размер шрифта
+
Ц
Ц
Ц
Сброс

Мой ребенок плохо держит голову лежа на животе

Выкладывание на живот

В первые два месяца жизни ребенка необходимо выкладывать на живот несколько раз в день по 1-5 минут. Делать это желательно накануне очередного кормления при хорошем настроении малыша. Полезно выкладывать на живот после купания, сопровождая это легкими стимулирующими поглаживаниями спины и ягодиц. На возможное недовольство ребенка внимания не обращаем, следим, чтобы руки находились в положении опоры на предплечья с разведенными в сторону локтями.

Если ребенок в этот период голову не поднимает (как положишь, так и лежит), следим за тем, чтобы время, проведенное с разворотом головы в разные стороны, было примерно одинаковым.

В 2 месяца в положении на животе ребенок должен до минуты удерживать голову в нескольких сантиметрах от поверхности, после чего класть ее одинаково на обе стороны. Недовольства этот процесс уже вызывать не должен. При этом в вертикальном положении голова должна удерживаться без валика в положении 1.3, а в положении на спине чаще лежать на затылке, поворачиваясь на бок при слежении за предметами и возвращаясь обратно в срединное положение.

Уже на этом этапе необходимо выявить возможные асимметрии положения головы и тела. Способы коррекции описаны выше.

В следующие 1,5 месяца (с 2 до 3,5) увеличивается время комфортного нахождения на животе с опорой на предплечья и поднятой головой. Грудная клетка начинает выше приподниматься над поверхностью. Завалы («перевороты») на бок и, тем более, на спину, отсутствуют. Параллельно с этим растет активность и в положении на спине: подъемы бедер, вплоть до подтягиваний к животу; повороты головы с возрастающей энергией, вовлекающие в процесс корпус - ребенок начинает переворачиваться с бока на бок. Заканчивается этап освоением переворотов в уже любимую позицию на животе.

Таким образом, выкладывать на живот ребенка с 0 до 3,5 месяцев необходимо с постепенно возрастающей частотой с условием соблюдения баланса развития движений головы.

ВАЖНО:

Существует ряд состояний, при которых следует ограничить по частоте и продолжительности время нахождения на животе. Все они связаны со смещением баланса развития мышц шеи назад, с усилением разгибателей и слабым развитием мышц передней поверхности шеи - "кивателей":

  • ребенок запрокидывает голову в вертикальном положении;
  • ребенок предпочитает лежать на спине с головой, развернутой в сторону;
  • ребенок спокойнее спит на боку с запрокинутой (порой очень значительно) головой;
  • ребенок уверенно лежит на животе с поднятой головой и опорой на предплечья, но не умеет переворачиваться на живот самостоятельно.

В таких случаях необходимо большую часть бодрствования ребенка посвятить упражнениям, усиливающим функции сгибателей головы и шеи (первый раздел), а положение на животе использовать по остаточному принципу, отдыхая в нем.

Также необходимо выделить состояния, при которых положение на животе с поднятой головой мы считаем крайне вредным и используем позицию на животе только в варианте с опущенной и прижатой к поверхности головой при коррекции избыточного поворота и наклона (1.10, 1.11):

  • запрокидывание головы в вертикальном положении сопровождается усилием, в которое вовлекаются мышцы спины (ребенок "выгибается");
  • в положении на спине ребенок запрокидывает голову, нередко сочетая это с ее поворотом, встает на "мостик", отталкиваясь пятками от поверхности;
  • спит исключительно на боку с запрокинутой головой.

В таких ситуациях необходимо сосредоточиться в первую очередь на упражнениях первого раздела (1.1, 1.2, 1.3) и полностью исключить запрокидывания головы в быту при любых манипуляциях с ребенком.

Двигательное развитие ребенка в течение первого года жизни богато событиями, связанными с обретением новых возможностей: на четвертом месяце формируются перевороты, далее ползание по-пластунски, сидение, вставание на четвереньки, ползание на четвереньках, вставание на ножки и ходьба. Регулярно ребенок демонстрирует новые движения, эмоции.

Первые три месяца жизни не являются внешне яркими в обретении новых двигательных возможностей. Но на самом деле, именно в это время закладываются основы гармонии будущих движений.

Главным событием этого периода, на наш взгляд, является появление способности самостоятельно удерживать голову в вертикальном положении вне зависимости от того, куда наклоняется корпус.

 

Раздел II

С момента, когда появляется возможность выполнять упражнение 1.3 без валика (уверенное удержание головы в вертикальном положении), к упражнениям первого раздела присоединяются позиции, конечная цель которых, сделать комфортным для ребенка положение на животе с опорой на предплечья и поднятой головой.

Существуют две основные сложности при выполнении этой задачи.

  • Первая - нежелание лежать на животе и, как следствие, плач и другие виды протеста.
  • Вторая - умение избавиться от нежелаемого положения переворотом на спину. Мы убеждены в том, что самостоятельный переворот на спину должен осуществляться только после освоения навыка ползания по-пластунски.

Первая проблема решается с использованием следующих упражнений:

2.1. Лежание на валике

Валик облегчает удержание головы и опору на предплечья.

При подъеме таза удерживаем его ладонью, локтем или ногой.

Если руки ребенка уходят назад, закрепляем концы валика на спине.

Решение второй проблемы заключается в использовании 1.10, 1.11, а также в блокировании переворота с помощью следующих приемов:

2.2 «Самолет



Создавая хват за палец или удерживая за предплечья, разводим руки в стороны перпендикулярно корпусу. Сила, используемая для разведения, должна быть достаточной для удержания рук прямыми в локтях. При подъеме таза фиксируем его прижатым к поверхности.

Выполняем покачивания, представляя руки единым шестом, не поднимая кисть на высоту более 20 см. При использовании валика допустимо выполнять самолет лежа на нем. Время выполнения от 20 секунд до 1 минуты, после чего оставляем руки в разведенном положении. За один подход упражнение может повторяться несколько раз с небольшими интервалами.

2.3. «Однокрылый самолет»

В большинстве случаев ребенок переворачивается (заваливается) на живот однотипно, через одну сторону. В этом случае эффективно удерживать руку на стороне падения отведенной в сторону. Упражнение выполняется как 1.10, но без фиксации головы.