Выкладывание на живот
В первые два месяца жизни ребенка необходимо выкладывать на живот несколько раз в день по 1-5 минут. Делать это желательно накануне очередного кормления при хорошем настроении малыша. Полезно выкладывать на живот после купания, сопровождая это легкими стимулирующими поглаживаниями спины и ягодиц. На возможное недовольство ребенка внимания не обращаем, следим, чтобы руки находились в положении опоры на предплечья с разведенными в сторону локтями.
Если ребенок в этот период голову не поднимает (как положишь, так и лежит), следим за тем, чтобы время, проведенное с разворотом головы в разные стороны, было примерно одинаковым.
В 2 месяца в положении на животе ребенок должен до минуты удерживать голову в нескольких сантиметрах от поверхности, после чего класть ее одинаково на обе стороны. Недовольства этот процесс уже вызывать не должен. При этом в вертикальном положении голова должна удерживаться без валика в положении 1.3, а в положении на спине чаще лежать на затылке, поворачиваясь на бок при слежении за предметами и возвращаясь обратно в срединное положение.
Уже на этом этапе необходимо выявить возможные асимметрии положения головы и тела. Способы коррекции описаны выше.
В следующие 1,5 месяца (с 2 до 3,5) увеличивается время комфортного нахождения на животе с опорой на предплечья и поднятой головой. Грудная клетка начинает выше приподниматься над поверхностью. Завалы («перевороты») на бок и, тем более, на спину, отсутствуют. Параллельно с этим растет активность и в положении на спине: подъемы бедер, вплоть до подтягиваний к животу; повороты головы с возрастающей энергией, вовлекающие в процесс корпус - ребенок начинает переворачиваться с бока на бок. Заканчивается этап освоением переворотов в уже любимую позицию на животе.
Таким образом, выкладывать на живот ребенка с 0 до 3,5 месяцев необходимо с постепенно возрастающей частотой с условием соблюдения баланса развития движений головы.
ВАЖНО:
Существует ряд состояний, при которых следует ограничить по частоте и продолжительности время нахождения на животе. Все они связаны со смещением баланса развития мышц шеи назад, с усилением разгибателей и слабым развитием мышц передней поверхности шеи - "кивателей":
- ребенок запрокидывает голову в вертикальном положении;
- ребенок предпочитает лежать на спине с головой, развернутой в сторону;
- ребенок спокойнее спит на боку с запрокинутой (порой очень значительно) головой;
- ребенок уверенно лежит на животе с поднятой головой и опорой на предплечья, но не умеет переворачиваться на живот самостоятельно.
В таких случаях необходимо большую часть бодрствования ребенка посвятить упражнениям, усиливающим функции сгибателей головы и шеи (первый раздел), а положение на животе использовать по остаточному принципу, отдыхая в нем.
Также необходимо выделить состояния, при которых положение на животе с поднятой головой мы считаем крайне вредным и используем позицию на животе только в варианте с опущенной и прижатой к поверхности головой при коррекции избыточного поворота и наклона (1.10, 1.11):
- запрокидывание головы в вертикальном положении сопровождается усилием, в которое вовлекаются мышцы спины (ребенок "выгибается");
- в положении на спине ребенок запрокидывает голову, нередко сочетая это с ее поворотом, встает на "мостик", отталкиваясь пятками от поверхности;
- спит исключительно на боку с запрокинутой головой.
В таких ситуациях необходимо сосредоточиться в первую очередь на упражнениях первого раздела (1.1, 1.2, 1.3) и полностью исключить запрокидывания головы в быту при любых манипуляциях с ребенком.
Двигательное развитие ребенка в течение первого года жизни богато событиями, связанными с обретением новых возможностей: на четвертом месяце формируются перевороты, далее ползание по-пластунски, сидение, вставание на четвереньки, ползание на четвереньках, вставание на ножки и ходьба. Регулярно ребенок демонстрирует новые движения, эмоции.
Первые три месяца жизни не являются внешне яркими в обретении новых двигательных возможностей. Но на самом деле, именно в это время закладываются основы гармонии будущих движений.
Главным событием этого периода, на наш взгляд, является появление способности самостоятельно удерживать голову в вертикальном положении вне зависимости от того, куда наклоняется корпус.
Раздел II
С момента, когда появляется возможность выполнять упражнение 1.3 без валика (уверенное удержание головы в вертикальном положении), к упражнениям первого раздела присоединяются позиции, конечная цель которых, сделать комфортным для ребенка положение на животе с опорой на предплечья и поднятой головой.
Существуют две основные сложности при выполнении этой задачи.
- Первая - нежелание лежать на животе и, как следствие, плач и другие виды протеста.
- Вторая - умение избавиться от нежелаемого положения переворотом на спину. Мы убеждены в том, что самостоятельный переворот на спину должен осуществляться только после освоения навыка ползания по-пластунски.
Первая проблема решается с использованием следующих упражнений:
2.1. Лежание на валике
Решение второй проблемы заключается в использовании 1.10, 1.11, а также в блокировании переворота с помощью следующих приемов:
2.2 «Самолет
2.3. «Однокрылый самолет»
В большинстве случаев ребенок переворачивается (заваливается) на живот однотипно, через одну сторону. В этом случае эффективно удерживать руку на стороне падения отведенной в сторону. Упражнение выполняется как 1.10, но без фиксации головы.