г. Самара, ул. Николая Панова, 50
8 917 113-02-40

Третий этап

Вы перешли на третий этап, освоив программу второго этапа, т.е. научились ползать по-пластунски, переползать препятствия? Добро пожаловать!
Малыш уже встает на четвереньки, но ползать по-пластунски НЕ умеет? СтОит вернуться на второй этап и осваивать этот навык.

Задачи третьего этапа

  1. Последовательное формирование вставания, разворотов и ползания на четвереньках.
  2. Правильное присаживание из позиции на четвереньках.
  3. Правильное сидение.
  4. Вставание у опоры на высокие колени и стопы.

Проблемы третьего этапа

  1. W-образное сидение.
  2. «Круглая» спина.
  3. Суррогатное перемещение в партере, ползание сидя.

Значение ползания на четвереньках сложно переоценить. Именно в этом положении у ребенка формируются навыки опоры на прямые руки, укрепляются мышцы пояса верхних и нижних конечностей, формируется способность к поочередным движениям руками и ногами. В результате этого идет активная подготовка к стоянию и ходьбе.
Кто-то может возразить, что есть дети, научившиеся ходить, не умея ползать. Это действительно так, однако, по нашим наблюдениям, это возможно только у относительно здоровых детей. Процесс освоения ходьбы у таких малышей длится дольше, выше процент ортопедических проблем, связанных с неправильным развитием стоп, тазобедренных суставов и формированием искривлений позвоночника. В итоге природа все равно берет свое: такие малыши самостоятельно учатся ползать, уже умея ходить. Кроме этого, у детей, «пропустивших» этап четверенек, чаще отмечаются нарушения развития речи и мелкой моторики.
Нельзя не отметить, что в большинстве случаев этап ползания на четвереньках «выпадает» из-за действий самих родителей. Этому способствует раннее несвоевременное начало сидения (в подушках или с опорой на спинку), стояния (с поддержкой) и ходьбы (в ходунках, подмышки, за обе ручки), частое положение на руках («ручной» ребенок), редкое нахождение на полу.


Положительный тест на тракцию, (когда из положения лежа на спине при потягивании за ручки ребенок стремится сесть, а затем и встать) многие родители (не без помощи врачей) считают сигналом к началу тренировки стояния и ходьбы. Через некоторое (относительно небольшое) время малыш настолько привыкает к вертикальному положению с опорой на ножки, что позицию с нагрузкой на руки начинает воспринимать негативно. Частым итогом такого варианта развития событий становится формирование повышенного тонуса в ногах, выражающегося в постановке стопы «на цыпочки», вальгусном положении стоп (опора на преимущественно внутренние поверхности стоп), чрезмерном выпрямлении ног в коленных суставах. При попытках поставить такого малыша на четвереньки он будет незамедлительно выпрыгивать на живот, стремясь выпрямить ножки.

Нередко родители мотивируют отказ пускать ребенка на пол тем, что пол холодный, теснотой в квартире, наличием домашних животных. В такой ситуации подвижность ребенка ограничивается, привычка к самостоятельным действиям не развивается.

Итак, согласно Алгоритму идеального развития (АИР), следующий навык после умения переползать препятствия в положении лежа на животе и вставать на четвереньки - это развороты на четвереньках. Делая шаги руками в стороны, ребенок учится поворачивать свой корпус. Способствовать этому может привлекательный предмет, находящийся сбоку. Побудить повернуться в сторону также может стена перед лицом или стояние на четвереньках лицом в углу («скучный» угол).


Умение разворачивать корпус посредством шагов руками в сторону открывает возможность развиваться движению вперед (ползанию на четвереньках) и переходу в положение сидя.
Сформированное ползание на четвереньках в норме всегда реципрокное: левая рука - правая нога, правая рука - левая нога.


Полностью к ползанию на четвереньках ребенок переходит постепенно. Несколько шагов на четвереньках и далее по-пластунски. Постепенно передвижения на животе полностью прекращаются, и четвереньки чередуются с положениями сидя.

У правильно развивающегося ребенка в положении на четвереньках стопы всегда располагаются Уже коленей. Эта важная особенность является следствием физиологически сбалансированного тонуса мышц бедер. Перейти в положение сидя из четверенек при этом всегда проще, отталкиваясь руками, двигая корпус и таз в одну из сторон. Эту позицию мы называем «змейка». В норме ребенок присаживается в «змейку» в сторону, противоположную повороту головы. Процесс должен быть симметричным. Присев в правую «змейку» (правая нога впереди), ребенок действует левой рукой (на правую опирается).


По мере совершенствования содружественных действий рук, корпуса и бедер появляется необходимость и возможность действовать одновременно двумя руками. В «змейке» это делать не очень удобно, и ребенок разворачивает второе бедро наружу (позиция «будда»).

Яндекс.Метрика