8 917 113-02-40 г. Самара, Проспект Ленина, 3
видеоконсультация
размер шрифта
+
Ц
Ц
Ц
Сброс

Третий этап - развитие ребенка от 6 до 9 месяцев.

Вы перешли на третий этап, освоив программу второго этапа, т.е. научились ползать по-пластунски, переползать препятствия? Добро пожаловать!
Малыш уже встает на четвереньки, но ползать по-пластунски НЕ умеет? СтОит вернуться на второй этап и осваивать этот навык.

Задачи третьего этапа

  1. Последовательное формирование вставания, разворотов и ползания на четвереньках.
  2. Правильное присаживание из позиции на четвереньках.
  3. Правильное сидение.
  4. Вставание у опоры на высокие колени и стопы.

Проблемы третьего этапа

  1. W-образное сидение.
  2. «Круглая» спина.
  3. Суррогатное перемещение в партере, ползание сидя.

Значение ползания на четвереньках сложно переоценить. Именно в этом положении у ребенка формируются навыки опоры на прямые руки, укрепляются мышцы пояса верхних и нижних конечностей, формируется способность к поочередным движениям руками и ногами. В результате этого идет активная подготовка к стоянию и ходьбе.
Кто-то может возразить, что есть дети, научившиеся ходить, не умея ползать. Это действительно так, однако, по нашим наблюдениям, это возможно только у относительно здоровых детей. Процесс освоения ходьбы у таких малышей длится дольше, выше процент ортопедических проблем, связанных с неправильным развитием стоп, тазобедренных суставов и формированием искривлений позвоночника. В итоге природа все равно берет свое: такие малыши самостоятельно учатся ползать, уже умея ходить. Кроме этого, у детей, «пропустивших» этап четверенек, чаще отмечаются нарушения развития речи и мелкой моторики.
Нельзя не отметить, что в большинстве случаев этап ползания на четвереньках «выпадает» из-за действий самих родителей. Этому способствует раннее несвоевременное начало сидения (в подушках или с опорой на спинку), стояния (с поддержкой) и ходьбы (в ходунках, подмышки, за обе ручки), частое положение на руках («ручной» ребенок), редкое нахождение на полу.


Положительный тест на тракцию, (когда из положения лежа на спине при потягивании за ручки ребенок стремится сесть, а затем и встать) многие родители (не без помощи врачей) считают сигналом к началу тренировки стояния и ходьбы. Через некоторое (относительно небольшое) время малыш настолько привыкает к вертикальному положению с опорой на ножки, что позицию с нагрузкой на руки начинает воспринимать негативно. Частым итогом такого варианта развития событий становится формирование повышенного тонуса в ногах, выражающегося в постановке стопы «на цыпочки», вальгусном положении стоп (опора на преимущественно внутренние поверхности стоп), чрезмерном выпрямлении ног в коленных суставах. При попытках поставить такого малыша на четвереньки он будет незамедлительно выпрыгивать на живот, стремясь выпрямить ножки.

Нередко родители мотивируют отказ пускать ребенка на пол тем, что пол холодный, теснотой в квартире, наличием домашних животных. В такой ситуации подвижность ребенка ограничивается, привычка к самостоятельным действиям не развивается.

Итак, согласно Алгоритму идеального развития (АИР), следующий навык после умения переползать препятствия в положении лежа на животе и вставать на четвереньки - это развороты на четвереньках. Делая шаги руками в стороны, ребенок учится поворачивать свой корпус. Способствовать этому может привлекательный предмет, находящийся сбоку. Побудить повернуться в сторону также может стена перед лицом или стояние на четвереньках лицом в углу («скучный» угол).


Умение разворачивать корпус посредством шагов руками в сторону открывает возможность развиваться движению вперед (ползанию на четвереньках) и переходу в положение сидя.
Сформированное ползание на четвереньках в норме всегда реципрокное: левая рука - правая нога, правая рука - левая нога.


Полностью к ползанию на четвереньках ребенок переходит постепенно. Несколько шагов на четвереньках и далее по-пластунски. Постепенно передвижения на животе полностью прекращаются, и четвереньки чередуются с положениями сидя.

У правильно развивающегося ребенка в положении на четвереньках стопы всегда располагаются Уже коленей. Эта важная особенность является следствием физиологически сбалансированного тонуса мышц бедер. Перейти в положение сидя из четверенек при этом всегда проще, отталкиваясь руками, двигая корпус и таз в одну из сторон. Эту позицию мы называем «змейка». В норме ребенок присаживается в «змейку» в сторону, противоположную повороту головы. Процесс должен быть симметричным. Присев в правую «змейку» (правая нога впереди), ребенок действует левой рукой (на правую опирается).


По мере совершенствования содружественных действий рук, корпуса и бедер появляется необходимость и возможность действовать одновременно двумя руками. В «змейке» это делать не очень удобно, и ребенок разворачивает второе бедро наружу (позиция «будда»).


Сидение с прямыми в коленях ногами и, тем более, в W-образном положении свидетельствует о отклонении от АИР, нарушениях мышечного тонуса; всегда является поводом для поиска проблем. Положение сидя с прямыми ногами обычно сопровождается скругленным пояснично-грудным отделом и переразогнутым шейным. В большинстве случаев такая позиция характерна для детей, которых начали сажать и ставить на ноги при отсутствии умения ползать по-пластунски. Мышечный корсет у них не созрел, плечевой пояс практикой ползания не сформирован.


Непосредственной причиной формирования W-образного сидения является внутренняя ротация бедер. В положении на четвереньках голени при этом параллельны друг другу или стопы шире коленей (нередко при этом носками смотрят наружу). Эта патологическая позиция крайне стабильна: площадь опоры большая, руки лишены необходимости опираться.


Борьба с W-образной позицией является важным элементом методики. Помимо выполняемых упражнений необходимо создавать условия, делающие невозможным присаживание в это патологическое положение. «ГУСЕНИЦА» позволяет присесть в «змейку», но делает невозможным отдых лежа. «ТРУБА» не дает возможности присесть, но не мешает отдыху на животе. Оба приспособления стимулируют опорную функцию рук, значительно улучшая их функциональность.


В этом разделе также необходимо упомянуть о таких суррогатных способах перемещения как ползание с одновременным шагом двумя руками и (или) ногами (беличьи прыжки) и ползание в положении сидя на попе. Первый вариант является компонентом преимущественно спастических форм ДЦП, а второй присущ гемипаретической форме ДЦП.


Для правильного развития навыка ползания на четвереньках необходимо подготовить руки, корпус и бедра (разделение условно для облегчения восприятия). Достаточная степень развития координации движений, равновесия и психологическая готовность к возвышенному (относительно положения на животе) положению обеспечиваются выполнением задач предыдущего этапа.

Руки должны держать вес тела с прямыми локтями и хватом за пальцы взрослого или его одежду (функция хвата) и держать вес корпуса и головы в опоре на открытые кисти также с прямыми локтями (опорная функция). Для развития функций хвата мы выполняем все виды «обезьянок». Для развития опорной функции мы выполняем «змейку» и «тюленя».

Корпус должен удерживать тело в положении сидя без участия рук, обеспечивать переход ребенка из положения на четвереньках в положение сидя в «змейке» и «будде», из положения на четвереньках на высокие колени. Разгибательные возможности корпуса (прямая спина) формируются выполнением «наездника», «тюленя», «лебедя», «будды»; сгибательные - «обезьянкой», а боковая стабилизация достигается «змейкой», косыми вариантами «обезьянки» и «будды».

Бедра участвуют в обеспечении действий на четвереньках, сидении, вставании на высокие колени, вставании на стопы с одной ноги. Баланс их сгибательной и разгибательной активности формируют упражнения «змейка», «паучок», «будда», «низкий старт».

УПРАЖНЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА

3.1 «Змейка».
3.2 «Обезьянка».
3.3 «Паучок».
3.4 «Наездник».
3.5 «Лебедь».
3.6 «Будда».
3.7 «Тюлень».
3.8 «Низкий старт».
3.9 Переход из четверенек в «будду».

3.1 «Змейка»
Выполняется на нескользящей поверхности. Из положения полусидя на боку одна нога выводится стопой вперед, другая стопой назад. Корпус наклоняется вперед, формируется опора на кисти рук. Попытки изменить положение пресекаются фиксацией таза и наклоном корпуса. Постепенно положение фиксируется самостоятельно. Отвлекаем ребенка спереди, увеличивая время фиксации. Предлагаем интересные предметы для манипуляций со стороны ноги, обращенной стопой назад. Чередуем стороны. Возможность поднять обе руки, сохраняя сидячее положение, означает выполнение задач упражнения и переход к другим положениям сидя.


3.2 «Обезьянка»
На третьем этапе все варианты «обезьянки» объединяет контроль за прямым локтем. Ребенок учится сосредотачивать усилия на пальцах кисти без включения в работу мышц-сгибателей предплечья. Угол наклона корпуса 45 градусов и более, кисть развернута ладонью к лицу.

3.2.1
Ношение с наклоном в сторону ребенка, стимулируя самостоятельное удержание с помощью хвата за одежду.


3.2.2
«Обезьянка» без поддержки спины и таза с поочередным хватом за один указательный палец и контроль выпрямленной в локте руки.


3.2.3
Косая «обезьянка» со страховкой за бедро.


3.3 «Паучок»
Выполняется на нескользящей амортизирующей поверхности. Упражнение актуально при повышенном тонусе мышц передней поверхности бедра, что проявляется потребностью выпрямлять (часто с усилием) ноги в коленях в разных положениях, ползанием по-пластунски без участия ног (ползание «по-русалочьи»), выпрыгиваниями на живот из положения на четвереньках. В большинстве случаев такое поведение наблюдается у детей, приученных к преждевременной вертикализации с опорой на стопы.

Стопы ребенка параллельны друг другу, при необходимости зафиксированы мизинцами рук. Пятки прижаты к поверхности. Колени шире стоп. Большими пальцами рук или грудью и животом удерживаем корпус ребенка в состоянии наклона вперед с опорой на руки.
Упражнение противопоказано при выраженной вальгусной установке (деформации) стоп.


3.4 «Наездник»
Упражнение выполняется верхОм с упором стопами и фиксацией бедер и таза. Параллельно предлагаем ребенку интересные предметы для манипуляций.

3.5 «Лебедь»
Упражнение формирует правильную установку в положении сидя (развернутые наружу бедра, поясничный лордоз). Состоит из двух последовательных фаз. В первой фазе из исходного положения, сидя в «будде», наклоняем корпус ребенка вперед, удерживая руки кистями назад и ладонями вниз. Во второй фазе позволяем (вынуждаем) ребенка начать выпрямляться, фиксируя поясничный отдел в состоянии 30-ти градусного наклона. Невозможность выпрямления означает неготовность ребенка сидеть без участия рук и недостаток практики ползания по-пластунски.


3.6 «Будда»
Это нормальное положение, которое занимает малыш при самостоятельном сидении. Спина прямая, выражен поясничный лордоз, колени согнуты и смотрят наружу. Если ребенок склонен сидеть с прямыми ногами, круглой спиной, в положении W, только с опорой на руки, то мы создаем физиологическое положение с помощью упражнения «будда». В положении сидя на бедре удерживаем стопы ребенка подошвами друг к другу, одновременно разворачивая их носочками к себе. Угол в коленях ребенка 45-90 градусов, спина наклонена вперед. Возможные попытки откинуть корпус предотвращаем наклоном собственного тела вперед.


3.7 «Тюлень»
Упражнение обеспечивает формирование опорной функции рук. Выполняется в разных вариантах. Цель - научить ребенка попеременно переставлять руки, выпрямляя их в локтях (топтаться).


3.8 «Низкий старт»
Упражнение помогает сформировать навык ползания на четвереньках с чередованием шагов ногами (борьба с ползанием по типу беличьих прыжков) и навык вставания у опоры с одной ноги. Из исходного положения стоя на четвереньках вперед в положение опоры на стопу выводятся поочередно ноги и фиксируются. Путем частых повторений со сменой ног добиваемся самостоятельного стояния в таком положении.


3.9 Переход из четверенек в «будду»
По мере освоения упражнений третьего этапа ребенок в большинстве случаев самостоятельно осваивает переход из положения на четвереньках в положение сидя в «будде». Если освоение этого навыка задерживается, то мы его стимулируем. Медленно потягивая ребенка руками за таз назад и в сторону, присаживаем его на бедро. Помогаем развернуть наружу второе бедро.


БЫТ. КОМПОНЕНТЫ БЫТА ТРЕТЬЕГО ЭТАПА

  1. Самостоятельная активность.
  2. Положение на руках взрослого.
  3. Сидение: на полу, на стуле, в коляске, на коленях взрослого, на горшке.
  4. Позиции для кормления.
  5. Позиции для купания.

Самостоятельная активность

Самостоятельная активность целесообразна только на полу. Необходимо позаботиться о безопасности малыша, ликвидировав сквозняки, убрав мелкие предметы и все, что может упасть и что можно на себя свалить, заглушив острые углы и розетки. Ежедневно необходима влажная уборка. Чем больше площадь, тем лучше. Ограничение подвижности вредно. Не полезны и часто вредны любые конструкции, облегчающие вставание: шведские лестницы и все, за что можно цепляться. Игрушек на полу должно быть меньше, а препятствий для переползания больше.

Положение на руках взрослого

Для ношения используем: «обезьянку» с самостоятельным хватом за одежду взрослого, «кран» фронтальный и боковой, косую позицию, СЛИНГ, эргорюкзак.


Сидение

Любое положение сидя не должно быть слишком удобным - оно должно вынуждать ребенка чаще менять позицию. Крайне нежелательно использование при сидении комфортных спинок и всего, что их заменяет. Важно использовать правильный стул, правильную коляску и правильный горшок. Из позиций актуальны «будда» на полу, «будда» на коленях, «наездник».

Позиция для кормления

Кормление в любом из положений для сидения.

Позиция для купания

Купание в ванне с постепенным увеличением глубины, стимулирующим вставание на четвереньки и переход в положение сидя.