8 917 113-02-40 г. Самара, Проспект Ленина, 3
видеоконсультация
размер шрифта
+
Ц
Ц
Ц
Сброс

Второй этап - развитие ребенка от 3,5 до 6 месяцев.

Вы с ребенком перешли на второй этап, освоив программу первого? Осваивайте упражнения и познакомьтесь с бытом второго этапа. Вы впервые прошли диагностику и умеете переворачиваться со спины на живот?
Не торопитесь. Протестируйте своего малыша упражнениями первого этапа. Попробуйте выполнить упражнения 1.4 и 1.5. Получаются уверенно? Ребенок переворачивается на живот через обе стороны? Если да, то добро пожаловать на второй этап. Если есть трудности с выполнением, то стОит задержаться на первом этапе, пока упражнения 1.4 и 1.5 не будут выполняться хорошо и не появится переворот через вторую сторону.

Итак, Ваш малыш уверенно переворачивается со спины на живот.

Задачи второго этапа

  1. Развитие деятельности на животе (развороты, ползание, манипуляции).
  2. Подготовка к сидению и к ползанию на четвереньках.
  3. Блокирование переворотов с живота на спину при их наличии.

Проблемы второго этапа

  1. Блокировка развития разворотов на животе и ползания по-пластунски за счет переворотов с живота на спину.
  2. Малая подвижность.
  3. Переворот со спины на живот только через одну сторону.
  4. Практика сидения при неумении ползать.
  5. Длительное удобное положение сидя.

Должен ли ребенок ползать по-пластунски? Это очень актуальный вопрос, который делит всех специалистов на два лагеря. К сожалению, сейчас больше тех, кто считает этот навык лишним. Глубокое заблуждение. Именно ползание по-пластунски укрепляет спину и готовит ребенка к сидению, а руки и ноги к поочередным скоординированным действиям. И здесь наш метод вступает в глубокие противоречия с признанными аксиомами, утверждающими, что сначала нужно сажать и уже потом переворачиваться и, тем более, перемещаться.

Сажаете ребенка, не умеющего ползать по-пластунски, - не удивляйтесь круглой спине. Ребенок очень долго учится ходить, есть сложности с координацией? Он сутулится, имеет Х-образные ножки, плоскую стопу? Скорее всего, малышу не дали шанса научиться ползать по-пластунски. Как это? Очень просто. Достаточно не пускать на пол, начать сажать и ставить раньше времени.

Прежде чем учить малыша ползать, необходимо обучить его поворотам и разворотам на животе. Это тем более важно, если ребенок переворачивается на спину или с живота на бок. В этом случае стимуляция разворотов на животе должна сопровождаться мерами, НЕ допускающими переворот с живота на спину. К сожалению, это принципиальное условие также противоречит практически всем известным таблицам двигательного развития.

Чем опасен переворот на спину на этой стадии развития и почему его нужно блокировать?

У здорового малыша переворот на спину задерживает процесс развития ползания, а часто и вообще его исключает. Возможные следствия - слабая спина и нарушенная координация движений.
У малыша с поражением ЦНС такой переворот возникает чаще всего неосознанно, на основе нарушенного мышечного тонуса и лишь со временем превращается в привычное осознанное движение. Мотивация проста - на спине легче, а на животе малыш отдыхать, положив голову на поверхность, не приучен. В итоге ребенок не любит лежать и каким-либо образом действовать на животе, неврологические проблемы усугубляются. Дети, бывающие в такой ситуации на полу, часто осваивают суррогатный способ перемещения - перекаты и подчас ювелирно им пользуются. К сожалению, такое развитие делает практически невозможным переход к этапу ползания на четвереньках. Это тупик.

Когда же можно переворачиваться на спину?

Не ранее, чем будут освоены развороты на животе, ползание по-пластунски с переползанием препятствий. При этом ребенок должен предпочитать играть на полу в позиции на животе. Если малыш, добравшись до игрушки, всегда переворачивается вместе с ней на спину, то и в этом случае желательны меры по недопущению переворотов.

Такие рекомендации могут показаться избыточными. Однако чем тяжелее (сложнее) ребенок, тем более важно их выполнение.
Таким образом, если малыш переворачивается на живот, но не имеет в своем арсенале вредных на данный момент переворотов на спину или завалов на бок, мы начинаем одновременно стимулировать развороты на животе и ползание по-пластунски. Если же перевороты на спину и завалы на бок присутствуют, то, в первую очередь, в положении на животе эти действия блокируются и на этом фоне стимулируются развороты на животе. Стимуляция ползания добавляется к упражнениям, когда ребенок осваивает развороты на животе на 180 градусов.

Началом ползания по-пластунски можно считать возможность переместиться вперед на животе на 50 см. Схема ползания может быть разной: только за счет рук (одной руки), с участием ног, с застреванием руки под грудью или животом или заведением назад. Стимуляцию ползания продолжаем, пока ребенок стабильно часто не начал самостоятельно преодолевать метр расстояния. С этого момента заменяем стимуляцию ползания частым выполнением «змейки», т.е. начинаем осваивать положение сидя.
Использование положения сидя у ребенка, не умеющего разворачиваться на животе, вредно.
Ребенок, умеющий разворачиваться на животе на 180 градусов самостоятельно, может быть без вреда посажен в два положения и оба с наклоном вперед и опорой на руки: верхОм на бедро родителя и в «змейку», т.е. в положения, когда спина находится в относительно ровной, несогнутой позиции. Положения сидя с опорой спиной на поверхность сзади являются неполезными для любого человека и ребенка в частности. Длительное положение сидя, откинувшись назад, является вредным для любого ребенка и катастрофическим для ребенка неползающего. Стульчики для кормления, коляски, колени родителя способствуют формированию у здорового малыша массы проблем с опорно-двигательным аппаратом, из которых развивающаяся плохая осанка - самая легкая. У детей с ПП ЦНС (перинатальным поражением центральной нервной системы) такая практика является одной из главных причин формирования проблем с движениями.
После того, как ребенок начал самостоятельно ползать по-пластунски, необходимо усложнить и разнообразить этот процесс с помощью препятствий на пути. Во время их преодоления малыш будет вынужден поднимать корпус выше, опираясь на руки, что вместе с сидением в «змейке» является хорошей подготовкой к вставанию на четвереньки. В качестве препятствий можно использовать любые бытовые предметы: диванные валики, подушки, некоторые игрушки, ноги родителей. Очень удобно и эффективно сделать препятствия из канализационных труб диаметром 50 и 100 мм.

УПРАЖНЕНИЯ ВТОРОГО ЭТАПА

2.1 Стимуляция разворотов на животе.
2.2 Стимуляция ползания по-пластунски.
2.3 «Змейка».
2.4 «Обезьянка».

2.1 Стимуляция разворотов на животе

2.1.1
Лежа на животе (на полу), лицом к стене, в угол. Играем в «ку-ку», оставляем игрушку сбоку-сзади, оставляем ребенка одного без игрушек.


2.1.2
Стимуляция разворота с тракцией за предплечье. Мягко тянем малыша за предплечье, все время оставаясь сзади-сбоку.


2.2 Стимуляция ползания по-пластунски

2.2.1. Стимуляция ползания
Исходное положение: ребенок лежит на полу, взрослый стоит на коленях между ногами ребенка. Хватом за голени медленно выводим максимально вперед одну из ног, создаем опору для стопы коленом, отпускаем заднюю ногу. Если ребенок отталкивается ногой и выползает вперед, повторяем действия с другой стороны. Если движения вперед не происходит, выводим вперед вторую ногу, создавая и ей опору коленом. Если и в этом случае ребенок не отталкивается, переходим к выполнению следующего упражнения, периодически пробуя повторить предыдущее.


2.2.2. Выполз из «змейки»
Хватом за корпус как бы присаживаем ребенка на одно бедро, наклоняем вперед, создавая опору на широко разведенные руки (кисти или предплечья). Передняя нога при этом отведена коленом наружу, а задняя заведена стопой внутрь. Придерживая ребенка за бедра, прижимаем таз к поверхности, сохраняя на 5-20 секунд такое положение. Задача ребенка состоит в том, чтобы выбраться вперед, переползая переднюю ногу.


2.3. «Змейка»
Начальные действия в этом упражнении аналогичны исходному положению в упражнении выполз из «змейки» (2.2.2). Отличия заключаются в стимуляции опоры на кисти прямых рук с увеличением времени такой опоры. Смена сторон происходит сначала каждые 5-10 секунд, затем реже. Попытки выползти пресекаются фиксацией таза. По мере адаптации ребенка к такому положению появляются поочередные топающие движения руками. Постепенно ребенок осваивает манипуляции сначала одной, затем и двумя руками. Обычно эта фаза совпадает с возможностью переползать объемные препятствия. В совокупности эти элементы говорят о готовности к сидению без рук и вставанию на четвереньки.


2.4. «Обезьянка»
Варианты «обезьянки» 1.5.2 и 1.5.3 (первый этап) на втором этапе отличаются выполнением с увеличением нагрузки (бОльшие углы наклона ребенка).


БЫТ. КОМПОНЕНТЫ БЫТА ВТОРОГО ЭТАПА

  1. Самостоятельная активность.
  2. Положение на руках взрослого.
  3. Сидение: на полу, на стуле, в коляске, на коленях взрослого, на горшке.
  4. Позиции для кормления.
  5. Позиции для купания.

Самостоятельная активность

Создаем на полу безопасную среду. Мелкие предметы, острые углы, свисающие провода (утюг) и растения, шторы на плохо закрепленных карнизах, лестницы и другие потенциальные опасности должны быть учтены.
Лежа на спине и животе, (в т.ч. на коленях взрослого), на полу не менее 50 % времени бодрствования. Нежелательны искусственные ограничения площади ползания (манежи). Исключение переворотов с живота на спину при неумении ползать по-пластунски.

Положение на руках взрослого

«Обезьянка»


«Косая позиция»


Ношение в СЛИНГЕ или эргорюкзаке


Сидение

Если ребенок не умеет разворачиваться на животе на 180 градусов, то любое сидение исключено.

Если освоены развороты на животе, но нет ползания по-пластунски, то сидение возможно только кратковременно и только с наклоном вперед и опорой на широко расставленные руки (выполз из «змейки»).
Если ползание в процессе развития, то используем «змейку», увеличивая время сидения, стимулируя игру одной рукой. Также верхом на бедре взрослого с наклоном вперед и опорой на предплечья.

Сидение на стуле и в коляске допустимо у уверенно ползающего по-пластунски ребенка при условии использования ПРАВИЛЬНОГО СТУЛА и ПРАВИЛЬНОЙ КОЛЯСКИ.

Позиции для кормления

Если ребенок по-пластунски не ползает, то кормить необходимо полулежа на руках или полусидя на ногах. Если ребенок ползает, то самостоятельно в «змейке», верхОм на бедре с наклоном вперед, в правильном стуле и правильной коляске.


Позиция для купания

Лежа на животе в ванне ногами к сливу с 1-10 см воды под подбородком, пеной для ванны и плавающими игрушками. Такие условия мотивируют активную опору на руки и дальнейшее вставание на четвереньки.