8 917 113-02-40 г. Самара, Проспект Ленина, 3
видеоконсультация
размер шрифта
+
Ц
Ц
Ц
Сброс

Введение в методику развития ребенка

Уважаемые гости!

Наш сайт предназначен для широкой аудитории, которая так или иначе связана с детьми раннего возраста. Это врачи разных специальностей (педиатры, неонатологи, неврологи, врачи ЛФК и др.), специальные педагоги, дефектологи. Но прежде всего - это родители, желающие гармонично развивать своих детей на первом году жизни, и родители, чьи дети страдают синдромом двигательных расстройств.

Для эффективной реабилитации по нашему методу не имеют значения ваше образование, возраст, пол и начальный уровень подготовки.

Необходимы лишь энтузиазм и строгое, скрупулезное соблюдение всех рекомендаций

Мы не призываем вас сразу поверить в высокую эффективность простых, на первый взгляд, упражнений и рекомендаций. Вера в нашу методику и свои силы у вас появится при достижении первых результатов.

Три фактора развития

Развитие двигательной сферы ребенка определяется тремя главными факторами:

  • наследственностью;
  • наличием повреждающих нервную систему факторов в период беременности и в перинатальный период;
  • действием среды, создаваемой вокруг малыша после рождения.

При здоровой наследственности и неповрежденной центральной нервной системе (ЦНС) встречаются разные варианты развития движений у детей. Кто-то не ползает по-пластунски, кто-то на четвереньках, минуя эти стадии. Сроки начала ходьбы сильно различаются, а иногда ее осваивают сначала, а ползание потом. Бывают дети «ленивые» и активные, «ручные» и самостоятельные. Однако в год-год и два месяца малыши начинают ходить и становятся удивительно похожими друг на друга.

Таким образом, процесс может различаться, но результат - один.

Схожесть финальных результатов обеспечивается особой, генетически переданной программой развития движений малыша, которая реализуется при отсутствии значимых повреждений ЦНС в условиях социума. Различия свидетельствуют о значении третьего фактора: влияния среды на ребенка.

Что такое среда и какие компоненты ее составляют?

  • специальные (лечебные и развивающие процедуры);
  • быт.

Лечебные и развивающие мероприятия для здорового ребенка, как показывает практика, используются нечасто.
Вывод: основную роль в вариабельности развития играет быт.

Перечислим компоненты быта:

  • самостоятельная активность;
  • нахождение на руках взрослого;
  • сидение: на полу, на стуле, в коляске, на коленях взрослого, на горшке;
  • позиции для кормления;
  • позиции для купания.

Если здоровые дети столь разнообразно развиваются в первый год жизни, находясь под влиянием бытовых факторов, то дети с поражением ЦНС, имеющие значительно меньшую сопротивляемость патологическим воздействиям, еще более восприимчивы к ним!

Могут ли компоненты быта оказывать отрицательное влияние на ребенка?
Можно ли с помощью правильной организации быта помогать ребенку в развитии?
Как менять компоненты быта, чтобы они приносили пользу ребенку, учитывая все метаморфозы развития движений на первом году жизни?

Обратимся к официальным медицинским данным о двигательном развитии ребенка первого года жизни.

Развитие ребенка в первый год жизни

Возрастные навыки
Возраст, мес.
Держит голову в положении на животе
1 – 2
Держит голову в вертикальном положении
2 – 3
Следит за игрушкой
1,5 – 2
Улыбается
1,5 – 2
Гулит
2 – 3
Берет игрушку и тянет в рот
3,5 – 4,5
Поворачивается со спины на живот
5 – 6
Узнает своих и чужих
5 – 6
Лепечет
5 – 7
Поворачивается с живота на спину
6 – 7
Сидит (усаженный взрослым) без поддержки
7 – 8
Ползает на животе
7 – 8
Встает на четвереньки
7 – 8
Садится и положения на спине
8 – 9
Ползает на четвереньках
9 – 10
Понимает обращенную речь
8 – 10
Сидит (усаженный взрослым) без поддержки
7 – 8
Стоит с поддержкой
8 – 11
Произносит «папа», «мама»
10 – 12
Стоит
10 – 12
Ходит
10 – 12

Таблица №1 (источник: открытый)

Ключевые элементы таблицы №1:

  • переворот со спины на живот в 5-6 месяцев;
  • переворот с живота на спину в 6-7 месяцев;
  • сидение без поддержки в 7-8 месяцев;
  • ползание по-пластунски в 7-8 месяцев;
  • вставание на четвереньки в 7-8 месяцев;
  • ползание на четвереньках в 9-10 месяцев;
  • начало ходьбы в 10-12 месяцев.

Возраст
Двигательные умения
1 месяц
  • Множественные беспорядочные движения конечностями, прижатыми к телу с повышенным тонусом сгибателей
  • Захватывает одну руку другой
  • Лежа на животе, кратковременно приподнимает голову
2 – 2,5 месяца
  • В вертикальном положении удерживает голову
  • Поднимает голову, лежа на животе
3 – 3,5 месяца
  • В положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на предплечья
  • Стоит при поддержке под мышки
  • Направляет руку к объекту
4 месяца
  • Поворачивается со спины на бок
  • Сидит при поддержке за руки
  • В положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на ладони
  • Рассматривает свои руки
  • Рассматривает и захватывает висящую над ним игрушку
5 – 5,5 месяца
  • Переворачивается со спины на живот
  • В положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на выпрямленные руки
  • Сидит при поддержке за руку
  • Стоит при поддержке за обе руки
  • Переступает при поддержке под мышки
  • Пытается ползать
  • Четко берет игрушку из рук взрослого
6 – 6,5 месяца
  • Сидит без поддержки
  • Переворачивается самостоятельно с живота на спину
  • Передвигается, переставляя руки
  • Берет игрушки, находясь в любом положении, и длительно ими занимается
7 – 7,5 месяцев
  • Встает на четвереньки
  • Садится
  • Ухватившись за опору, становится на колени
  • Размахивает игрушкой, стучит ею, перекладывает
8 – 8,5 месяцев
  • Садится из положения лежа и сидит, не опираясь
  • Ползает
  • Переступает при поддержке за руки
  • Ложится из положения сидя
  • Встает на ноги, держась руками за неподвижную опору (барьер)
  • Подолгу и разнообразно занимается игрушками
  • Манипулирует двумя-тремя предметами одновременно
  • Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, трясет)
9 месяцев
  • Сохраняет равновесие, сидя при манипуляциях с предметами
  • Стоит при поддержке за руку
  • Переступает, держась двумя руками за неподвижную опору или поддерживаемый за руки
  • Влезает и опускается по ступенькам на четвереньках
  • Действует с предметами в зависимости от их свойств: катает, открывает, гремит
  • Берет мелкие предметы двумя пальцами
10 месяцев
  • Стоит самостоятельно
  • Переступает, держась обеими руками за подвижную опору (каталку)
  • Ходит, держась одной рукой
  • Совершает подражательные движения руками – «ладушки», «пока-пока»
  • Вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаз
11 – 12 месяцев
  • Уверенно стоит без опоры
  • Приседает
  • Делает несколько шагов без опоры
12 – 13 месяцев
  • Самостоятельно ходит
  • Приседает и встает

Таблица №2 (источник: открытый)

Ключевые элементы таблицы №2:

  • до 3 месяцев прогрессирует только положение на животе;
  • в 3 месяца ребенок должен уметь стоять с поддержкой (!);
  • в 4 месяца ребенок должен уметь сидеть с поддержкой (!);
  • в 5-5,5 месяцев ребенок осваивает перевороты со спины на живот и переступает (по сути ходит!) при поддержке;
  • в 6 месяцев освоение ползания по-пластунски («передвигается, переставляя руки»);
  • в 7 месяцев - вставание на четвереньки;
  • в 8 месяцев - ползание на четвереньках;
  • в год - ходьба.

Таблица №3 (источник: сайт НЦЗД)

Ключевые компоненты таблицы №3:

  • ползание по-пластунски не фигурирует среди значимых умений;
  • до 9 месяцев ребенок может только перевернуться, встать на четвереньки и сесть, перемещаться он не умеет;
  • только с 9 месяцев появляется навык перемещения на четвереньках и только с года до года и четырех месяцев развивается ходьба.

Что общего в этих таблицах?

до 6-8 мес.

ребенок не должен уметь самостоятельно передвигаться

в 7 мес.

ребенок должен вставать на четвереньки

в 8-9 мес.

ребенок должен ползать на четвереньках

  • до 6-8 месяцев ребенок не должен уметь самостоятельно передвигаться;
  • в 7 месяцев ребенок должен вставать на четвереньки;
  • в 8-9 месяцев ребенок должен ползать на четвереньках.

Вопросы, на которые приведенные таблицы не дают единого ответа:

  • Можно ли, нужно ли сажать, ставить и водить ребенка в 3-6 месяцев? В реальности на этот вопрос чаще дается положительный ответ.
  • Есть ли какая-либо последовательность в освоении навыков или их можно стимулировать все и сразу? В реальности стимулируется все одновременно: от удержания головы до ходьбы.
  • Как трактовать движения и позиции, которые не вписываются в табличные рамки? Например: передвижения перекатами со спины на живот и с живота на спину; сидение только в W-образном положении; вставание у опоры с двух ног и др.? На эти вопросы нет ответа.

Выводы:

  • Большинство так называемых «двигательных навыков» в таблицах являются статичными позициями, то есть навыками, да еще и двигательными, не являются.
  • Ключевые двигательные навыки, например, переворот со спины на живот, ставятся на один уровень по значимости с невнятным: сидит при поддержке за руку. Уравниваются несравнимые по важности действия.
  • Большое количество детей ползают по-пластунски уже в 4,5-5 месяцев, осваивая этот навык до переворотов с живота на спину и до умения сидеть. Нарушено представление о естественной последовательности развития навыков.
  • Привязка умений к возрасту формирует при их стимуляции политику табличного соответствия, не акцентируя внимания на последовательности возникновения.
  • Отсутствует единое представление о нормальном развитии ребенка (ключевых навыках и последовательности их возникновения). В заголовках таблиц очень предусмотрительно слова об образцовом, эталонном или идеальном развитии, не используются. Фактически предлагаются лишь его (развития) варианты.
  • Самое печальное, что значительная часть детей, которым в год был поставлен диагноз ДЦП, до 6-8 месяцев соответствовали предлагаемым табличным нормам, а их родители пребывали в неведении относительно надвигающихся проблем.

Что же получается?

Быт ребенка совершенно не рассматривается в качестве влияющего на развитие ребенка фактора.
Туманным и неполным является представление о развитии здорового малыша (что уж говорить о недоношенных детях, о детях с перинатальный поражением ЦНС?!).
Развивающие методики кому-то помогают, кому-то нет, их нельзя назвать эффективными и универсальными, ведь любой метод развития двигательной активности должен строиться на знании естественных алгоритмов развития. А знаний, получается, нет?

Многие скажут: не может такого быть! Детей же лечат и вылечивают?!

Фактически дети в современных условиях могут рассчитывать только на одного помощника, могучего и надежного, но все же не всесильного - нейропластичность (способность головного мозга самовосстанавливаться после поражений). Она лечит в большинстве ситуаций. Но ей нужны идеальные рабочие условия, которые складываются из стимуляции навыков на основе естественного алгоритма развития в соответствующих моменту бытовых условиях.

Алгоритм ИДЕАЛЬНОГО развития (АИР)

АИР- это цепочка ключевых двигательных навыков, то есть неких движений, отработанных до автоматизма. Каждое из них является следствием развития предыдущего.

Существует ли алгоритм идеального развития движений ребенка? Как способствовать его реализации? Как не мешать, а помогать здоровому ребенку развиваться гармонично?
Можно ли применять этот алгоритм в оценке двигательного развития детей с поражениями ЦНС?

Можно ли применять этот алгоритм в лечении ребенка с поражением ЦНС?
Как обеспечить алгоритм идеального моторного развития недоношенного ребенка и ребенка с поражением ЦНС?

Теперь отвечу на выше поставленные вопросы:

  • алгоритм идеального развития (АИР) существует.
  • АИР можно и нужно применять в оценке развития ЛЮБОГО ребенка.
  • Более того, он является путеводной нитью в коррекции и лечении детей с поражением ЦНС, включая ДЦП.

  • быт малыша - главный компонент абилитации (развития навыков).
  • бытовые условия могут быть настолько вредными, что будут являться главными факторами формирования ДЦП.
  • бытовые условия могут быть настолько полезными, что не позволят сформироваться ДЦП у ребенка с первичным тяжелым поражением ЦНС (важно знать, что с ДЦП не рождаются, он формируется в первые 6-8 месяцев жизни).
  • эффективные инструменты для коррекции любого отклонения от АИР существуют.

Предлагаемый метод разрабатывался 20 лет. Нигилизм в профессии и осознанный уход от влияния официальной медицины позволили развиваться, игнорируя догмы и аксиомы. Практические достижения складывались в научные выводы и теории, а не наоборот, как это часто случается. Сейчас в Вашем распоряжении способ самостоятельно и эффективно помочь своему ребенку.