8 917 113-02-40 г. Самара, Проспект Ленина, 3
видеоконсультация
размер шрифта
+
Ц
Ц
Ц
Сброс

Первый этап - развитие ребенка от 0 до 3,5 месяцев.

Двигательное развитие ребенка в течение первого года жизни богато событиями, связанными с обретением новых возможностей: на четвертом месяце формируются перевороты, далее ползание по-пластунски, сидение, вставание на четвереньки, ползание на четвереньках, вставание на ножки и ходьба. Регулярно ребенок демонстрирует новые движения, эмоции.
Первые три месяца жизни не являются внешне яркими в обретении новых двигательных возможностей. Но именно в это время закладываются основы гармонии будущих движений.
Главным событием этого периода, на наш взгляд, является возникновение способности самостоятельно удерживать голову в вертикальном положении вне зависимости от того, куда наклоняется корпус. Этот навык основан на формировании баланса работы мышц шеи и выявляется с помощью вертикального теста, о проведении которого мы поговорим несколько позже.

Задачи первого этапа

  1. Сбалансированное развитие мышц шеи.
  2. Формирование навыка комфортного отдыха в положении на животе.
  3. Коррекция уже сформированного дисбаланса развития и асимметрий головы и шеи.
  4. Блокирование возможных переворотов с живота на спину.
  5. Стимуляция переворотов со спины на живот.

Проблемы первого этапа

  • нарушенный контроль положения головы: слабость ее удержания, запрокидывания, асимметрия положения;
  • отсутствие навыка отдыхать на животе;
  • невозможность и нежелание самостоятельных переворотов со спины на живот;
  • перевороты с живота на спину.

А пока: каким образом формируется такой баланс?

Обратимся к анатомии и физиологии шеи, мышцы которой обеспечивают движения головы. Условно разделим их на мышцы передней поверхности, главными из которых являются «кивательные», задней поверхности и боковых поверхностей. Мышцы передней поверхности наклоняют голову вперед, поднимают ее из положения лежа на спине. Мышцы задней поверхности наклоняют голову назад и поднимают ее из положения лежа на животе. Мышцы боковых поверхностей наклоняют голову в соответствующие стороны.

В норме в первые три месяца жизни формируется баланс работы мышц шеи. Происходит это постепенно и неравномерно. Сразу после рождения и до трех месяцев мышцы задней поверхности более активны и функциональны. Это объясняется участием в защитном безусловном рефлексе новорожденных, который заключается в способности поднимать и разворачивать голову в сторону при лежании на животе. Активность мышц передней поверхности шеи - кивательных мышц - выражается в способности кратковременно удерживать голову, не позволяя ей запрокинуться при отклонении корпуса назад, а также в способности некоторое время удерживать голову на затылке в положении лежа на спине. Развивающаяся нервная система создает условия для их ускоренного развития, что приводит к возможности в два месяца удерживать голову в вертикальном положении. Этим мышцам приходится непросто. Их работу затрудняет относительно короткая шея. Тем не менее они функционально развиваются, однако полного баланса еще нет. Умея поднимать и удерживать голову в положении на животе, ребенок не способен на аналогичное действие в положении на спине. Такая возможность появляется к концу 4-го месяца жизни и проявляется способностью начать переворот со спины на живот. Положение на животе к этому времени является для ребенка интересным благодаря предыдущей практике.

Напомним, так происходит в норме!

Рассмотрим менее позитивный сценарий. При различных нарушениях развития нервной системы (причины могут быть самыми разнообразными) механизмы формирования баланса сгибателей и разгибателей нарушаются. В подавляющем большинстве случаев задерживается развитие «кивателей». В результате к двум месяцам ребенок не держит голову в вертикальном положении (она «падает» назад), и, как следствие, задерживается формирование переворотов со спины на живот.
Практически всегда дисбаланс усиливается действием сопутствующих факторов - внешней средой. Как уже упоминалось, это «лечебные» воздействия и быт ребенка.

Судите сами:

  1. тракцию (потягивание) за руки выполнили? Голова при этом назад, чуть ли не к позвоночнику разогнулась? Дисбаланс усилился.
  2. с запрокинутой назад головой покормили? Дисбаланс усилился.
  3. на руках в любимом положении (с небольшим наклоном корпуса вперед) подержали? Дисбаланс усилился.
  4. лежа на животике подержали, стимулируя подъем и удержание головы? Массажем спинку простимулировали? На мячике на животе покатали? Дисбаланс усилился.

Кроме описанного передне-заднего дисбаланса встречаются БОКОВОЙ и СПИРАЛЬНЫЙ.

При спиральном дисбалансе голова в разных позициях имеет тенденцию к более частому или (и) на больший градус развороту в одну сторону. При боковом в разных положениях голова больше наклонена к одному плечу, нередко с вовлечением в процесс мышц корпуса с этой же стороны и образованием дуги.

Вертикальный тест

Вернемся к вертикальному тесту (ВТ), который необходим для дополнительной диагностики состояния ребенка. Он выявляет виды дисбаланса головы и шеи, их выраженность и указывает направление, в котором необходимо начинать работать. Выполняется в условиях, комфортных для ребенка, когда он спокоен, сыт и не хочет спать.

Как провести вертикальный тест?

  1. В положении стоя прижимаем ребенка к своей груди спиной одной рукой, другой рукой плотно прижимаем к своему животу прямые ноги.
  2. Затылок ребенка должен упираться в подбородок тестирующего. Проверяем вертикальное положение ребенка, глядя в зеркало. Боковые отклонения устраняем.
  3. Плотно прижимая к себе ребенка верхней рукой, поворачиваемся к зеркалу боком и проверяем вертикальность положения, устраняя ее отсутствие.
  4. Отрегулировав вертикальность положения тела ребенка спереди и сбоку, пробуем отодвинуть назад свой подбородок, лишив затылок ребенка опоры. Одновременно вместе с ребенком отклоняемся немного назад от вертикальной оси.

Если ребенок отреагировал на эти действия движением головы вперед и ее удержанием, то тест положительный (ВТ+).

Если ребенок дополнительно к удержанию головы пытается согнуть ноги, подтягивая колени к животу и ощутимо напрягая мышцы брюшного пресса, кряхтит, то тест ярко положительный (ВТ++).


Если вышеописанные ощущения не появляются, и голова при отклонении назад не потянулась активно вперед и (как вариант) «упала» из-за отклонившейся опоры, то тест отрицательный (ВТ-).


Если ребенок изо всех сил упирается затылком в подбородок тестирующему еще во время вертикального положения и продолжает это делать при отклонении корпуса, тело и ноги разгибаются, то тест резко отрицательный (ВТ- -).


При проведении теста необходимо контролировать реальность отклонения назад, находясь боком к зеркалу и подсматривая в него или попросив третье лицо оценить отклонение со стороны.

Трактовка теста

ВТ+ и ВТ++ являются нормой и говорят о том, что можно и нужно применять в быту активные позиции первого этапа - 1.3 и 1.4 (см. ниже), положениями на животе можно и нужно пользоваться.

ВТ- - это всегда повод многократно его перепроверить. Если условия проведения теста соблюдены, и он сам выполнен корректно, то необходимо искать причину, начиная от вялости ребенка после болезни.

ВТ- - - всегда повод для беспокойства. Он делает невозможными активные позиции первого этапа, а также любые виды нахождения на животе, существенно ограничивает быт.

При выполнении вертикального теста можно выявить или заподозрить боковой и спиральный шейные дисбалансы. Это важные находки, требующие уточнения с помощью бокового наклонного теста, поворотного теста, наблюдения за ребёнком в положении лежа на животе и лежа на спине.

Боковой шейный дисбаланс (БШД). При ВТ+ можно увидеть наклон головы в сторону, иногда очень значительный. При ВТ- выявляются только значительные отклонения. Боковой наклонный тест проводим после вертикального теста в любом случае и уточняем ситуацию. Боковой шейный дисбаланс будет подтвержден разницей амплитуд наклона головы в сторону. В положении ребенка на животе часто дополнительно выявляется боковой туловищный дисбаланс. Тело вместе с головой, шеей и ногами принимает форму дуги. На спине может наблюдаться похожая картина.


Спиральный шейный дисбаланс (СШД). При выполнении вертикального теста можно увидеть, что ребенок поворачивает голову с большей амплитудой в одну из сторон. В положении на спине и на животе ребенок также предпочитает поворачивать голову в одну из сторон. Слабо выраженный дисбаланс можно выявить, поворачиваясь вместе с ребенком в положении 1.3 (см. ниже) перед заинтересовавшим его предметом. В одну из сторон амплитуда поворота головы будет меньше.


Боковой и спиральный шейные дисбалансы могут быть выраженными при ВТ+ и ВТ-, встречаются не только на первом этапе и должны проверяться обязательно у любого ребенка.

Все описанные нарушения баланса развития мышц шеи могут сочетаться между собой в любой комбинации и нередко наблюдаются у одного ребенка.
При умеренной выраженности дисбаланса дети способны освоить перевороты на живот, но очень часто такие перевороты выполняются с помощью разгибания корпуса и отталкивания стопой преимущественно в одну сторону.
При выраженном дисбалансе ребенок не способен перевернуться на живот, но при этом с живота очень быстро сначала падает, затем осознанно переворачивается на спину.

На первом этапе наличие переворотов с живота на спину является признаком нарушенного развития. Вертикальный тест при этом обычно отрицательный или резко отрицательный. Любые стимуляционные мероприятия в положении на животе противопоказаны: массаж спины, катания на мяче, плавание с кругом и т.п.

Значительно реже перевороты с живота на спину присутствуют на фоне положительного вертикального теста. Основной задачей в такой ситуации является полное блокирование таких переворотов.

Бывает, что у детей с ВТ++ слабо выражено или отсутствует умение и желание удерживать голову в положении лежа на животе. Помогут в развитии этого навыка варианты упражнения 1.6 (см. ниже).

Малыш с ВТ++ и сформированными навыками отдыха и удержания головы в положении лежа на животе чаще всего начинает переворачиваться на живот самостоятельно. Помочь мы ему можем, стимулируя перевороты упражнением 1.7 (см. ниже).

УПРАЖНЕНИЯ ПЕРВОГО ЭТАПА

1.1 укладки: 1.1.1-базовая, 1.1.2-боковая, 1.1.3-спиральная, 1.1.4-скрепка.
1.2 стимуляция приведения и удержания ног.
1.3 стимуляция сгибания и удержания головы стоя (с валиком и без).
1.4 стимуляция удержания головы полулежа.
1.5 «Обезьянка» (сидя, стоя).
1.6 стимуляция подъема и удержания головы лежа на животе.
1.7 стимуляция переворотов со спины на живот.
1.8 блокирование переворотов с живота на спину.

1.1. Укладки
Выполняются от нескольких секунд до нескольких минут не реже, чем ежечасно.

1.1.1 Базовая укладка
Положение лежа на спине. Голова и ноги приподняты. Подбородок прижимается к груди.


1.1.2 Боковая укладка
Укладка для коррекции бокового шейного дисбаланса (БШД). Выполняется на руках или на коленях. При отклонении головы вправо укладка выполняется на правом боку, при отклонении влево на левом.


1.1.3 Спиральная укладка
Укладка для коррекции спирального шейного дисбаланса (СШД). Выполняется на ровных поверхностях с фиксацией головы и таза. Голова фиксируется лицом в противоположную отклонению сторону. Данную укладку можно выполнять во сне, разворачивая голову ребенка в нужную сторону.


1.1.4 Скрепка
Укладка выполняется двумя способами. В положении на спине на коленях родителя стопы подошвами доводятся до головы и фиксируются. Подбородок прижат к грудине. В положении на поверхности голова лбом прижимается к ней.


1.2. Стимуляция приведения и удержания ног
Все варианты этой стимуляции выполняются в положении на спине с головой, прижатой подбородком к груди и предложены с возрастанием по сложности. Задачей этого упражнения является самостоятельное удержание ребенком ног, приведенных коленями к животу. Если задача не выполняется с помощью легких упражнений, то используем более сложные. Все способы стимуляции разделяются на массажные воздействия на переднюю брюшную стенку, переднюю поверхность бедер и воздействие на стопу (стопы) предметами с раздражающим действием.


1.3. Стимуляция сгибания и удержания головы в вертикальном положении
Упражнение является способом полезного ношения, являясь продолжением вертикального теста.
При ВТ+ и ВТ++ выполняется без валика, при ВТ- и ВТ- - с валиком под головой. Упражнение эффективно только при наличии отклонения корпуса ребенка назад, что достигается отклонением корпуса взрослого назад с плотным прижатием ребенка к груди. Увеличивает угол наклона подъем бедер ребенка.


1.4. Стимуляция удержания головы полулежа
Упражнение выполняется при ВТ+ и ВТ++ после освоения 1.2 и 1.3. Отклонение начинаем с 30 градусов, постепенно увеличивая до 45 и более. Добиваемся самостоятельной фиксации головы в течение не менее двух минут, привлекаем внимание ребенка спереди снизу.


1.5. «Обезьянка»

1.5.1
Первый вариант «обезьянки» знакомит ребенка с необходимостью с помощью хвата рукой удерживать свое тело. Предлагаем для хвата указательные или большие пальцы, меняя стороны по мере его ослабления. Опора ребенка спиной на бедра взрослого становится подвижной, вынуждая его напрягаться сильнее в попытках предотвратить свое падение.


1.5.2
Продолжение первого варианта. Убираем опору из-под спины, постепенно увеличиваем угол наклона.


1.5.3
Ношение в положении «обезьянка» доступно к освоению после успешного выполнения предыдущих упражнений. Для захвата и удержания ребенку сначала предлагается большой палец, затем ребенок осваивает самостоятельный хват за одежду. Упражнение эффективно только при постоянном отклонении ребенка назад.


1.6. Стимуляция подъема и удержания головы лежа на животе
Предлагаемые варианты существенно облегчают удержание головы в положении на животе, одновременно совершенствуя опорную функцию рук. Локти в положении лежа на поверхности должны быть разведены в стороны.

1.6.1
«Ленивец». Держим (носим), меняя руку, поглаживая (массируя) спину. Голова выше таза.


1.6.2
Лежа на животе с валиком под грудью.


1.6.3
Лежа на животе с рукой под грудью.


1.6.4
Лежа на груди взрослого.


1.7. Стимуляция переворотов со спины на живот
Стимуляция переворотов со спины на живот необходима только после уверенного освоения предыдущих упражнений и отсутствии самостоятельных переворотов. Выполняется за руку и за ногу. Важно стимулировать собственные усилия ребенка в нужном направлении, а не выполнять переворот за него.


1.8. Блокирование переворотов с живота на спину
Блокирование переворотов с живота на спину происходит с помощью контроля за постоянным разведением локтей в стороны. Важно полностью исключить возможность таких переворотов.

1.8.1. «Самолетик»
Растягивая руки в стороны, покачиваем ребенка.


1.8.2
Игры с ребенком с фиксацией таза ногой.


1.8.3 «Завязка»
Фиксируем руки ребенка с помощью невытягивающейся ткани (одноразовая пеленка) так, чтобы исключить возможность вытянуть руку вперед или подложить под себя.


1.8.4. «Ежик»
С помощью шариков для настольного тенниса и резинок создаем препятствия для переворотов и (или) делаем лежание на спине некомфортным.


1.8.5. «Колючка»
Кусок гибкого грязесобирающего коврика шириной 10-12 см и длиной, равноценной 80-ти процентам от окружности грудной клетки располагаем под майкой колючками внутрь поперек тела ближе к подмышкам.


1.8.6. «Чепчик»
На плотно фиксирующийся и хорошо охватывающий голову трикотажный чепчик нашиваем элементы ипликатора (аппликатора) Кузнецова снаружи, но колючками внутрь по схеме.


Любой вид фиксации ребенка на животе с помощью рук и ног взрослого, а также с помощью завязки должен полностью лишать ребенка возможности перевернуться на спину.
Использование «ежика», «колючки» и «чепчика» дают возможность переворота, но при этом должны формировать стойкое негативное отношение к этому процессу и к самому факту лежания на спине.

БЫТ. КОМПОНЕНТЫ БЫТА ПЕРВОГО ЭТАПА

  • самостоятельная активность (в исходном положении лежа на полу);
  • положение на руках взрослого;
  • сидение: на полу, на стуле, в коляске, на коленях взрослого, на горшке;
  • позиции для кормления;
  • позиции для купания.

Самостоятельная активность (совокупность движений без стороннего участия)

ВТ+ (вертикальный тест положительный)
Лежа на спине (преимущественно). Лежа на животе.

ВТ- (вертикальный тест отрицательный)
Лежа на спине с центрацией головы и приведением подбородка к груди.
Ноги могут быть приподняты.


Лежать на животе длительно допустимо только во время сна и отдыха с лежащей головой, кратковременно с поднятой головой без стимуляции ее удержания и локтями в стороны.

Положение на руках взрослого

ВТ+ (вертикальный тест положительный)
выполнение упражнения «ленивец» (1.6.1);


упражнение 1.3 без валика;


косые позиции (взрослый стоит, сидит), СЛИНГ.


ВТ- (вертикальный тест отрицательный)
Исключаем ношение с наклоном корпуса вперед.

ношение в позиции «ленивец»;


упражнение 1.3 с валиком.


Сидение

ИСКЛЮЧЕНО В ЛЮБОМ ВИДЕ

Позиции для кормления

Положение лежа, полулежа с исключением запрокидывания и поворота головы и скручивания тела.


Позиция для купания

ВТ+ (вертикальный тест положительный)
Преимущественно на спине.
ВТ- (вертикальный тест отрицательный)
Только на спине с поддержкой затылка.

Ныряния, использование кругов для плавания (на шею) исключены.