8 917 113-02-40 г. Самара, Проспект Ленина, 3
видеоконсультация
размер шрифта
+
Ц
Ц
Ц
Сброс

Пятый этап - развитие ребенка от года до 3х лет.

Ваш ребенок полностью освоил программы предыдущих четырех этапов, т.е. уже делает первые самостоятельные шаги БЕЗ Вашей помощи? Поздравляем, Вы на финишной прямой!

Задачи пятого этапа

  1. Научиться ходить, останавливаясь и меняя направления (здесь и ниже: без участия рук).
  2. Научиться ходить, перешагивая препятствия.
  3. Научиться бегать.
  4. Научиться подниматься по лестнице без перил.
  5. Научиться залезать по шведской лестнице или ее аналогам.
  6. Научиться спускаться вниз по лестнице без перил.

Проблемы пятого этапа

  1. Нарушение взрослыми последовательности развития внутри этапа.
  2. Трудности предыдущего этапа.

После освоения первых самостоятельных шагов ребенок обретает новые возможности. Однако с ними приходят и новые трудности. Падения, шишки, синяки и ссадины. Кошмар молодой мамы? Нет. Опыт, приобретаемый будущим взрослым. Бывает ли слишком много опыта? Нет, в рамках обеспечения безопасности жизни и здоровья. Последовательность освоения навыков пятого этапа поможет молодым родителям ставить перед ребенком посильные задачи и минимизировать риски, связанные с их реализацией. При этом обязательным условием является самостоятельное выполнение ребенком всех действий при минимальной и незаметной страховке со стороны взрослого.

1, 2, 3 пункты задач в страховке в помещении вообще не нуждаются. Падения с высоты собственного роста при прохождении всех этапов АИР минимально травмоопасны и формируют необходимый опыт. Страховать ребенка на улице, максимально НЕ вмешиваясь в его действия, можно с помощью капюшона, шарфа, вожжей. При ходьбе эти элементы должны свободно провисать и натягиваться только при падениях.


Двигаться вперед и вверх ребенок привыкает, начиная с преодоления препятствий при ползании по-пластунски. Малыш продолжает привыкать к этому направлению движения, вставая у опоры и далее перешагивая препятствия. Привычка перешагивать предметы, сохраняя равновесие, готовит к развитию навыка подниматься вверх по лестнице без помощи рук. Минимальная высота ступеней, отсутствие возможности за что-либо схватиться или опереться создают условия и мотивируют преодолевать трудности. Страхуем ребенка на расстоянии, не дающем ему возможности опереться на страхующего.

Шведские лестницы и паутины детских площадок могут быть покорены ребенком, который имеет не только приличную координацию, но и развитый плечевой пояс и хват. Важно позволять малышу забираться на высоты, страхуя его снизу, не дотрагиваясь. Малыш должен понимать, что никто ему не помогает и рассчитывать можно только на себя. Он учится отвечать за свои действия. Часто на высоте, даже минимальной, у ребенка возникает страх. Наверх забрался, а слезть не может. Лучше направить, подсказать и чуть-чуть помочь спуститься, чем снять малыша, лишив его возможности преодолеть свои страхи.
Спускаться вниз по лестнице, идти вниз по склону (без помощи рук) - это последние осваиваемые базовые навыки. Около года требуется здоровому ребенку для их освоения, начиная с первых самостоятельных шагов. Освоив предыдущие пять пунктов задач этапа, ребенок приобретает эти умения без большого труда.

БЫТ. КОМПОНЕНТЫ БЫТА ПЯТОГО ЭТАПА

Бытовые процессы на пятом этапе должны идти под девизом: меньше удобств, больше самостоятельности и активности.

На пятом этапе важно минимизировать участие в жизни ребенка родительских рук. Использование ПРАВИЛЬНОЙ КОЛЯСКИ и то только при усталости малыша и необходимости далеко идти. Максимум самостоятельных передвижений - где можно, босиком. Пусть значительно дольше, но сам. Идеально расти в окружении живой природы, что называется «на земле». Интересы ребенка должны быть в том числе вне дома, обеспечивая постоянную подвижность.


Мягкие стулья для кормления, горшки со спинками, шезлонги, коляски со спинкой, создающей положение полусидя, кресла, диваны. Все эти элементы, окружающие ребенка, задерживают его в положении сидя значительно дольше необходимого. Полусогнутая неподвижная позиция с круглой спиной - злейший враг любого ребенка. А если к этим условиям мы добавим гаджеты (телевизор, планшет, телефон, их детские аналоги и т.п.), все становится еще печальнее. Детские ортопедические, неврологические и психические нарушения последние годы бьют все рекорды даже по официальным данным. Реальность суровее.
Современные условия жизни во многом лишают малыша возможностей развиваться так, как это делали многие поколения до него. Избыточное и повсеместное создание гиперкомфортных бытовых условий для ребенка провоцирует чрезмерное сидение и, как следствие, гиподинамию, что, в свою очередь, мешает реализации алгоритма идеального развития (АИР). Наш сайт - это попытка вернуть развитие ребенка в наиболее физиологические условия.