После сформировавшихся навыков удержания головы в вертикальном положении, умения длительно лежать на животе с поднятой головой и опорой на предплечья, переворотов со спины на живот, необходимо способствовать развитию активной деятельности в положении на животе, а именно: разворотам на животе по и против часовой стрелки и ползанию по-пластунски. Мышечный корсет, сформированный вокруг позвоночника ползающего ребёнка, предотвратит формирование так называемой «круглой спины», возникающей при преждевременном начале сидения, заложит основы правильной осанки и здоровья спины в будущем.
Несколько рекомендаций:
1. Приучайте малыша чаще лежать на животе на твёрдых поверхностях. Тёплый пол – идеальный вариант, но необходимо позаботиться о его чистоте и отсутствии сквозняков.
2. Загрузите малыша «работой»: возня с игрушками и другими предметами продлит время нахождения на животе.
Стимулируйте развороты ребенка с помощью интересных предметов, размещая их сбоку, в 10-20 сантиметрах от вытянутой руки. Малыш сначала поворачивает в их сторону голову, тянется к ним ручкой, затем совершает движения руками, способствующие развороту.
Ребёнок начнёт разворачиваться быстрее, если его периодически оставлять в комнате одного, скрытно за ним наблюдая, и позаботившись о безопасности – отсутствии рядом острых углов и мелких предметов. Постепенно ребёнок учится разворачиваться на 180 и 360 градусов, увеличивая скорость.
4. Стимуляция ползания.
Исходное положение: ребёнок лежит на полу, взрослый на коленях сзади, впереди в 2-3 метрах - интересующий малыша объект. Хват за голени, ноги немного разведены.
Медленно, через сторону, подтягиваем одну ногу к животу так, чтобы голени оставались параллельными, после чего приставляем к стопе ребёнка своё колено, играющее роль опоры. Другую ногу после этого отпускаем.
Ребёнок отталкивается ногой и выползает вперёд. Повторяем те же действия с другой стороны.
Если по прошествии 10 секунд ребёнок не выползает вперёд, используем второй вариант: выползание с двух ног. Для этого сгибаем вторую ногу в коленном суставе и выводим второе бедро к животу, после чего подставляем своё колено в качестве опоры. В большинстве случаев ребёнок выползает вперёд, и тогда продолжаем упражнение, начиная с другой ноги. Освоив движение вперёд с опорой на две ноги, малыш постепенно начинает выползать с одной. Дистанция зависит от настроения и возможностей малыша и составляет от 2 до 5-7 метров.
Во время ползания принципиально важно не помогать ребёнку вынимать вперёд руки, застревающие под корпусом или сбоку. Периодическое касание лицом пола должно стимулировать ребёнка делать это самостоятельно, что является дополнительной тренировкой владения руками.
1. Упражнение «Змейка», 1 фаза.
Исходное положение: ребёнок на руках лицом вперёд.
Левой рукой подтягиваем левую ногу ребёнка вверх к животу, правой сгибаем правую ногу назад.
Сажаем ребёнка на поверхность. Поддерживая корпус правой рукой, левой рукой выдвигаем левую ногу в вперёд, пока левая голень не станет параллельной правому бедру. Выдвижение вперёд левой ноги должно происходить не столько за счёт её выпрямления в коленном суставе, сколько за счёт отведения бедра в сторону.
Формируем опору на широко расставленные прямые руки так, чтобы левая стопа оказалась между руками. Разворачиваем стопу правой ноги под ягодицу.
В случае варусной установки стоп (врождённой косолапости), разворачиваем стопу наружу.
Придерживая спину и таз, развлекая ребёнка, отвлекая его от возможных «тянущих» ощущений в ногах, даём возможность некоторое время сохранять данное положение.
На начальной стадии выполнения упражнения задача состоит в том, чтобы после кратковременного пребывания в положении опоры на прямые руки научить ребёнка выбираться из данной позиции, переползая переднюю ногу и ложась на живот, после чего самостоятельно вытаскивая из-под себя ногу.
Движение вперёд через ногу можно упростить, предварительно уперев левую стопу в правое бедро. Устав опираться на ручки, ребёнок ляжет на живот. Если после этого малыш в течение 10-20 секунд не выползает вперёд, а точнее, не вытаскивает из-под себя ногу, можно с небольшим усилием потянуть его за руки вперёд.
При повышенном тонусе в ножках, малыш плохо разводит бёдра и пытается выпрямить переднюю ногу. Противодействуем этому, отводя кистью бедро, а предплечьем не давая отклоняться спине назад и в сторону;
или, разводя бёдра, большими пальцами фиксируя поясницу.
5. «Змейка», 2 фаза.
Задача: увеличить время сидения в позиции «змейка» с опорой на прямые руки, начать играть, манипулируя предметами, одной рукой, опираясь на другую. Ребёнок будет время от времени опускаться на переднюю ногу и тут же возвращаться обратно, поднимая корпус и отжимаясь на руках. Доводим время такого сидения до 2-3 минут, после чего кладём перед ребёнком интересный предмет, стимулируя игру одной рукой с опорой на другую. При появлении признаков утомления позволяем выползти вперёд.
3. «Змейка», 3 фаза.
Поднимая интересный предмет на уровень головы, и немного помогая ребёнку, удерживая его за бёдра, стимулируем игру двумя руками. Попытки вынести вперёд заднюю ногу пресекаем её удержанием.
Во всех фазах выполнения упражнений позиции с правой и левой ногой вперёд чередуем (5-7 раз в день), уделяя им равное внимание.
Постепенно малыш начинает сидеть в «змейке» самостоятельно, без опоры на руки, что говорит о готовности ребёнка сидеть с двумя ногами вперёд и прямой спиной.
Таким образом, подводя итог, скажем: помогать ребенку в освоении сидения, нужно не сажая его в подушки, а тренируя мышцы, участвующие в этом процессе, чего можно добиться, обучая малыша ползанию по – пластунски.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время