Под диагностикой в рамках разговора о методе мы понимаем не постановку диагноза, а определение этапа, на котором находится Ваш ребенок в соответствии с алгоритмом идеального развития (АИР).
О каких этапах и соответствующих навыках идет речь?
1 этап:
- вертикальный контроль головы;
- умение и желание лежать на животе с поднятой головой и опорой на предплечья;
- перевороты со спины на живот.
2 этап:
- развороты на животе;
- ползание по-пластунски;
- переползание препятствий.
3 этап:
- вставание на четвереньки;
- повороты на четвереньках;
- присаживание в «змейку» и в «будду»;
- развороты и ползание на четвереньках;
- вставание на высокие колени у опоры;
- вставание с одной ноги на стопы у опор.
4 этап:
- ходьба вдоль опор;
- самостоятельная ходьба.
5 этап:
- развитие основных элементов передвижений: лазание, бег, прыжки, ходьба по лестницам вверх и вниз.
Если Вы еще не познакомились с аббревиатурой АИР,
понятиями этапность и компоненты быта, обратитесь к главам
Понимание смысла предложенных выше определений поможет Вам самостоятельно провести диагностику ребенка по АИР,
учитывая основные возможные патологические компоненты с определением этапности в использовании компонентов быта.
1 этапу
соответствуют дети,
- НЕ умеющие самостоятельно и уверенно переворачиваться со спины на живот из исходного положения лежа на спине на полу;
- переворачивающиеся редко, с трудом, только на мягком, только со стимуляцией, только через выгибание с опорой на затылок, отталкиваясь пяткой, также находятся на первом этапе.
Второму этапу
соответствуют дети,
умеющие уверенно переворачиваться со спины на живот, но НЕ умеющие ползать по-пластунски, переползая препятствия высотой 10 см, НЕ ползающие на четвереньках;
передвигающиеся перекатами, предпочитающие чаще находиться лежа на спине, ползающие по-пластунски мало или только со стимуляцией также находятся на втором этапе.
Третьему этапу
соответствуют дети,
ползающие по-пластунски, преодолевая препятствия высотой 10 см; ползая по-пластунски, научившиеся вставать на четвереньки; ползающие (передвигающиеся) на четвереньках, но НЕ умеющие вставать у опоры на стопы; на полу сидячие только в W-образном положении, но не ходячие самостоятельно.
Четвертому этапу
соответствуют дети,
- передвигающиеся самостоятельно на четвереньках или посредством ходьбы у опоры;
- умеющие самостоятельно вставать, но НЕ умеющие самостоятельно ходить;
- Если ребенок при этом на полу сидит только в W-образном положении, то он находится на третьем этапе.
Пятому этапу
соответствуют дети,
- умеющие самостоятельно ходить, но НЕ умеющие спускаться по лестницам без перил.
Важно понимать, что большинство детей, начинающих абилитацию по предлагаемому методу, к моменту начала работы уже накопили опыт не всегда гармоничного развития. Их навыки могут существенно отличаться от перечисленных в алгоритме идеального развития (АИР) как по самому их наличию, так и по порядку их освоения. Также среди элементов самостоятельной активности могут быть действия всегда патологические или патологические на определенном этапе.
После проведенной диагностики нужно обратиться к соответствующему этапу и ознакомиться подробнее с его особенностями, обучиться правилам общения (поведения, жизни) с ребенком (компонентам быта), способам помощи в развитии, способам коррекции патологических состояний в разделе «МЕТОДИКА».